Полагаю, иногда буду баловать форумчан-учащихся чем-нибудть из частной коллекции. Например, курсовыми работами, сочинениями, статеечками...
Взываю к остальным: поможем ближнему - кому есть что выложить - выкладывайте.
Жизнь Сергея Васильевича
Рахманинова (20.03.1873-28. 03.1943)
в Ивановке.
Тамбов – 2007 год
План доклада:
1.Основные этапы жизни Сергея Васильевича (стр. 3).
2.Ивановка в творческой жизни Рахманинова (стр. 4-5):
· Малая родина – пробуждение любви к русской природе и культуре (стр. 4);
· Рахманиновские «пейзажи» в музыке (стр. 4);
· Творческая лаборатория (стр. 5).
3.Значение Ивановки (стр. 6):
· Композитор и пианист (стр. 6);
· Увлечения и склонности (стр. 6).
Использованная литература (стр.7).
1.Основные этапы жизни Сергея Васильевича:
Рахманинов родился 20 марта 1873 года в усадьбе «Семеново» Новгородской губернии. Его детство проходило в той же губернии.
С 4 лет он обучался игре на фортепиано, сначала под руководством матери, затем А.Д.Орнатской.
Воспоминания его детства – это игра в четыре руки на фортепиано с дедом А.А.Рахманиновым, приезжавшим из своего тамбовского имения «Знаменское», задушевная дружба с бабушкой С.А.Бутаковой, поездки в Новгород, посещение храмов и монастырей, впечатления от церковного пения и колокольных звонов, пробуждение любви к русской природе и русским народным песням.
В 1882 году Рахманинов с матерью переезжает в Петербург.
1882-1891 годы были посвящены учебе.
С 1892 года начинается творческая деятельность Сергея Васильевича (в имении Ивановка)- как композитора, в 1904 году- как пианиста, а в последующем и как дирижера.
С декабря 1917 года у Рахманинова начался период жизни за границей: В Швеции, Дании, Америке и других странах.
В марте 1943 года Рахманинов тяжело заболел, и 28 марта его не стало. Он похоронен на русском кладбище Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.
2. Ивановка в творческой жизни Рахманинова:
Сергей Васильевич Рахманинов, щедро одаренный композитор, пианист и дирижер, завоевавший мировую известность и признание, один из виднейших представителей реалистического направления в русской музыке, тесными узами связан с Тамбовским краем. В период с 1890 года по 1917 год он почти каждую весну, лето, а часто и осень проводил в Ивановке, имении родственников - Сатиных, находившемся в Тамбовской губернии.
Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, широкий простор, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов. Даже вдали от Ивановки он находился под ее очарованием. Она была любимым местом отдыха и его творческой лабораторией.
Ивановка была для С.В.Рахманинова частицей великой родины, воспитавшей его как человека и музыканта. Сам композитор говорил: «Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка – детище моего темперамента, поэтому она – русская».
Сильно и остро чувствующий, но скрытный и сдержанный в общении с людьми, в музыке Рахманинов был откровенен. В Ивановке он освобождался от той напряженности, к которой обязывала его жизнь в столице и артистическая деятельность. Он становился более открытым.
Самый плодотворный и самый яркий период в композиторской деятельности С.В.Рахманинова – 1900-1917 годы. В эту пору блестящего расцвета творческих сил он написал большинство своих лучших сочинений.
Ивановка обостряла национальное самосознание композитора и побуждала его к высказыванию своих патриотических настроений.
Большое место в творчестве С.В.Рахманинова занимают образы русской природы. Он один из величайших композиторов-пейзажистов.
Ивановка сыграла важную роль в возникновении его типично русских музыкальных картин. Живописные рахманиновские «пейзажи» передают не только картины природы, но и его эмоциональное состояние, что вместе со зрительным и слуховым восприятием природы композитором отражает его представление о Родине: душе русского человека, его влюбленности в свой край, его думах, песнях. Через образы природы Рахманинов выражал и свои сокровенные мысли, сове понимание жизни и свой разлад с ней.
Слушая произведения-пейзажи Рахманинова, мы всегда ощущаем его присутствие и его душевный настрой. То он любуется весенним разливом, то с чувством светлой грусти прислушивается к пению жаворонка, то всматривается в нежную весеннюю листву деревьев, бездонное голубое небо и погружается в мечтательное раздумье.
В Ивановке создавались симфонические пьесы «Цыганское каприччио», «Утес», «Остров мертвых», Первая и Вторая симфонии, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», «Литургия Иоанна Златоуста» и поэма «Колокола»; многое из фортепианной музыки - Первый, Второй и Третий концерты, 24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 42 романса, среди которых такие шедевры русской вокальной музыки, как «Сирень», «Я опять одинок», «Ночь печальна», «Проходит все», «Вчера мы встретились» и многие другие.
Одни из них сочинялись в Ивановке, другие записывались, отделывались, инструментовались или готовились к печати.
3. Значение Ивановки:
Историческое значение Ивановки велико и в связи со всей деятельностью Рахманинова. Композиция и исполнительство увлекали его в равной степени, и в Ивановке он делил себя между сочинением музыки и подготовкой к выступлениям на концертах. Рахманинов много играл там, неустанно работал над совершенствованием своего мастерства и пополнением обширного и разнообразного репертуара, а также готовился к дирижерству.
Праздно в Ивановке никто не жил. Все были заняты каждый своим делом, а в свободное часы вместе совершали прогулки, по вечерам собирались, чтобы поговорить и поспорить о музыке, театре, о литературе. Больше всего любили слушать игру Рахманинова.
В Ивановской усадьбе раскрылись и другие склонности С.В.Рахманинова. Он с увлечением занимался сельским хозяйством: старался улучшить породу скота, ввести новый, современный инвентарь, живо интересовался полевыми работами. Сергей Васильевич любил лошадей и верховую езду, прогулки на моторной лодке, в автомобиле.
Использованная литература:
С.В.Рахманинов в Ивановке./ Сборник материалов и документов.- Составитель- Н.Н.Емельянова.- Кн. издательство: Воронеж, 1971 год.
Хотите знать больше? Пройдите по ссылке