"Семнадцать мгновений имидж-откровений" - моя первая книга по построению личностного имиджа. Следующая серия "Искусство нравиться" - публикации журнала "Секретарь-референт", общение с секретарем-референтом Тамарой, наиболее часто встречающиеся вопросы.
Можете зайти на форум "Кабинет имиджмейкера" wwwsecretar.com.
Благодарю Вас за внимание к моей профессиональной деятельности!
Рутенко Татьяна (из личной переписки с Т.Рутенко - прим.М.Кирилловой)
Вступительное слово
Для того, чтобы достичь успеха в жизни, в бизнесе или в определенном виде деятельности, нужно иметь определенные качества и черты характера, а также соответствующий имидж. За 9 лет своей профессиональной деятельности в сфере консалтинга, я часто обращала внимание на то, как многим представителям бизнеса и власти не хватает умения подать себя должным образом. Многих подводит внутренняя неуверенность, зажатость перед аудиторией, отсутствие приятных манер и навыков общения. Создавалось впечатление, что многим безразлична перхоть на лацканах пиджака, взлохмаченные волосы, открывающиеся постороннему взгляду белые икры ног... А ведь хорошо известно, что люди оценивают нас по первому впечатлению, которое складывается уже в первый момент знакомства и общения с вами.К этой ситуации имеет прямое отношение высказывание Ф.Дейвиса: «Ты можешь быть каким угодно умным, честным и профессиональным, но значимым для общества ты станешь только тогда, когда сможешь ПОДАТЬ ТЕБЯ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ». Чаще всего на тренингах по имиджмейкингу я работала с обычными предпринимателями или начинающими менеджерами, которые хотят сделать карьеру и продвинуться по службе. Далеко не все из них понимали, что тормозом в карьерном росте служат собственные комплексы, страхи и неуверенность в себе. Такие клиенты, как правило, без специальной подготовки не готовы к служебному росту, не готовы возложить на себя новые задачи и новую ответственность. Сколько жизненных разочарований, упущенных возможностей для карьерного роста. А как же ситуации, в которых совершенно необходимо произвести должное впечатление? Увы, такие люди проигрывают в ситуациях деловых контактов, теле- или радиовыступлений и дискуссий, выступлений на пресс-конференциях.
ПОМНИТЕ: в процессе публичных выступлений вас оценивают коллеги, руководство, политические оппоненты, телезрители, журналисты. Если ваш внешний вид или манера держаться не внушают доверия, вы не сможете эффективно донести до слушателей свое сообщение – что-то в вашем поведении или манере говорить создает барьер между вами и слушателями.С давних времен умение правильно подать себя публике — одно из важнейших профессиональных умений общественного деятеля. Успех выступлений в средствах массовой информации (и особенно на телевидении) в значительной степени зависит от внешности, голоса и манеры говорить. Свободный и непринужденный стиль, показывающий вашу индивидуальность, простые выразительные жесты, уверенная и энергичная манера держаться, вызывают ощущение искренности и честности.Таким образом, оформление внешности, особенности голоса, манера выступать и вести диалог, играют важную роль в вашей жизни и карьере Профессиональные навыки сами по себе не обеспечивают успеха в жизни. Для этого необходимо уметь располагать к себе людей, с которыми работаешь и общаешься, создать и поддерживать свой неповторимый имидж.При небольшой тренировке можно стать человеком, внешность и речь которого будут привлекать внимание людей, и заставлять их прислушиваться к своим словам. Вы научитесь вызывать к себе симпатию, умело пользоваться языком жестов, подбирать костюм. Освоение этих полезных навыков не только желательно, но и обязательно для общественного деятеля. Общение с публикой и прессой — искусство. Чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем большего ждут от вас. Независимо от того, кем вы являетесь в настоящий момент - совершенствуйте свой имидж. В этом и состоит основное назначение советов на каждый день. Ваш имиджмейкер«Манеры делают человека»(надпись на фронтоне Оксфордского университета)
ОТКРОВЕНИЕ ПЕРВОЕ 11.26., ОФИС КОМПАНИИ „ИМПЭКС”
Имиджмейкер: Господин директор, Вы хотели со мной встретиться? Вам нужен имиджмейкер? Давайте обсудим интересующие Вас вопросы.Руководитель: Да. У нас на фирме есть Пр-отдел, который занимается функциями, связанными со стратегическим развитием компании и я, в принципе, доволен его работой. Однако... меня больше интересует построение собственного имиджа, так как в последнее время приходится много общаться со СМИ, и боюсь, что я далеко не всегда соответствую должному уровню. Мои сотрудники очень загружены, и я хотел бы с Вами обсудить план действий по построению моего личностного имиджа, и приступить к его реализации.И. Все понятно. Запаситесь терпением и, благословясь, начнем.Скажите, как бы Вы сами охарактеризовали образ украинского предпринимателя?Р: Я попробую. На мой взгляд, это инициативные, обладающие деловой хваткой, постоянно занимающиеся самообразованием энергичные люди.И. Действительно, слово "бизнесмен" у многих соотечественников ассоциируется с прилично одетым, в меру образованным, умным и внешне респектабельным человеком.А что бы Вы могли сказать о его деловом стиле?Р: Мне кажется, что понятие делового стиля еще не сложилось в нашей бизнес-среде. В западных компаниях соблюдается некий деловой этикет, а в наших - руководство часто ходит в свитерах и не очень-то заботится о внешнем виде.
NOTA BENE Информация к размышлению
История предпринимательства насчитывает в Украине всего 15 лет, поэтому говорить об устойчивых стандартах делового стиля - преждевременно. Персонал большинства отечественных компаний достаточно свободно трактует правила делового этикета. Некоторые, пытаются объяснить это особенностями национального менталитета, забывая о том, что в бизнесе необходимо придерживаться строгих норм деловой культуры. По результатам опроса предпринимателей, проведенного в 2005 году «Конгрессом частных работодателей» на тему: „Кто такой украинский бизнесмен?”, ответы опрошенных разделились: • меньшая часть считает, что украинские бизнесмены ни чем не уступают своим заграничным коллегам;• а большая часть опрошенных считает, что наши, "родные" предприниматели наделены массой отрицательных качеств. Первыми в этом списке: воровство, нечистоплотность, безграмотность и лень...Интересно, что по этому поводу думают иностранцы, работающие с украинскими бизнесменами? Им представляется, что украинские предприниматели – это спокойные, медлительные, необязательные, невеселые, вечно жалующиеся на судьбу и все время что-то просящие. Показателем подлинной крутизны для которых является способность делать все, что угодно и при этом ни за что не отвечать и «плевать на общество». Многие украинские бизнесмены носят дорогие костюмы, много претенциозных украшений, но при этом совершенно не следят за своими манерами. Получается, что мнения об украинских предпринимателях у наших граждан и иностранных во многом схожи?А как самих себя представляют наши предприниматели? Анализ более ста интервью показал, что наши бизнесмены считают себя трудолюбивыми, в меру обеспеченными, порядочными людьми с хорошим вкусом и высокими моральными принципами. Фразы типа: "воровать нужно не с убытков, а с прибыли", проскакивают не часто. В своих интервью наши соотечественники в основном:• рассказывают о своих любимых иномарках, ресторанах ; • ругают чиновников, законодательную систему и правительство в целом, при этом многие отечественные руководители, добившиеся успеха в бизнесе, считают, что им позволено создавать «свой стиль» и «свой имидж», а деньги лучше всего тратить на охрану, автомобили, символы власти и роскоши, а не на такие мелочи, как единый фирменный стиль и т.п.Понятие "имидж" является синонимом понятий "образ", "персонификация", включает в себя не только врожденные свойства личности, но и специально сформированные. Оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием, наполнением и спецификой человека, психологическим типом, его индивидуальностью, соответствием личности запросам времени и общества. Имидж становится действенным инструментом лишь в том случае, когда он основывается не только на совокупности внешних данных, но и на психологических особенностях и индивидуальных характеристиках личности, что возможно только при условии целенаправленной работы с профессиональным имиджмейкером.
ОТКРОВЕНИЕ ВТОРОЕ
И. Мне приходилось сталкиваться с разными предпринимателями, осознающими необходимость следовать деловым стандартам, но не знающими - как это сделать? Не стоит забывать, что правильно сконструированный образ руководителя работает на имидж фирмы. Вспоминаю одного из первых клиентов – Александра Х. Сколько воды утекло с тех пор. Теперь часто мелькает на экранах телевизоров. А ведь работа с ним начиналась с простенького задания. Мы пытались вместе разработать - «спозиционировать» новый для окружения Александра имидж. Конструктивная работа длилась на протяжении полугода. К счастью, клиент оказался старательным учеником и теперь занимает ответственный пост, часто выступает, постоянный гость на званых вечеринках и мероприятиях. А тогда…Тогда вместо офиса я увидела комнату-склад, в которой за небольшим журнальным столиком восседал глава фирмы, явно не задумываясь над тем - что же думают посетители о его социальном статусе и насколько им приятно находиться в этой полутемной неприспособленной для приема гостей каморке «папы Карло». За спиной «горе-руководителя» громоздились ящики с компьютерами, секретарями по очереди были все сотрудники, которые на ходу невпопад отвечали на телефонные звонки клиентов.И тогда мы начали… С офиса, с визитной карточки руководителя. Согласитесь, в процессе общения Вы обязательно обратите внимание на интерьер и обстановку помещения, в котором находитесь. Хорошо оформленный интерьер рабочего офиса повышает уровень делового статуса его хозяина. Интерьер говорит о том, насколько успешно идут дела на фирме, о ее надежности, о вкусовых предпочтениях и респектабельности.Первым делом было отмечено, что неприспособленный для работы, а также захламленный стол производит неприятное впечатление. О каком уровне делопроизводства можно говорить, если бумаги хозяина сложены кое-как, папки свалены на полу, мешая проходу, а немытые кофейные чашки усиливают весь этот кавардак. Что может сказать подобный офис о своем хозяине…Офис – Ваш второй дом, поэтому совершенно необходимо продумать все мелочи и оформление каждой рабочей зоны. В кабинете каждый предмет должен подчеркивать Ваш имидж, усиливать социальный статус. Совершенно необходимо следить за чистотой и опрятностью.Если кабинет совсем небольшой – Вам поможет выдвижной «мусорный ящик», куда при случае можно быстро спрятать все бумаги. Даже в сравнительно небольшом помещении можно условно выделить три зоны.
• Зону личной работы
• Зону общения
• Зону дружеского приема.
Зона личной работы должна быть максимально удобной для Вас. Учитывает правильное расположение рабочего места, освещения, телефона и другого оборудования. В нашем случае мы заменили журнальный столик на небольшой вместительный двухъярусный стол фирмы «Энран», который позволил разместить на нем компьютер, телефон-факс и письменный прибор из бронзы, создающий определенный имидж «под старину» и являющийся украшением стола. С учетом прибора подобрали старинную массивную настольную лампу с мраморной ножкой.Сюда так и просилось солидное кожаное кресло с высокой спинкой, охраняющее сидящего от физических перегрузок.Зона общения предполагает организовать совещательную работу с коллегами. Для этого необходим отдельный стол, желательно круглый, удобные стулья, карандаши, ручки, флип-чарт, графин с водой и стаканы. Зона дружеского общения – особое место для клиентов, партнеров и посетителей. Неформальную обстановку подчеркнут пара удобных кресел, сюда же мы передвинули журнальный столик, предварительно украсив его дорогой декоративной пепельницей авторской работы. Зона должна располагать к неофициальной атмосфере общения. На полке столика мы разместили вполне уместные здесь кофейные чашки. При оформлении офиса желательно окрашивать стены в стандартные цвета, общепринятые для служебных помещений – беж, голубой, салатовый. В кабинете Александра мы развесили на стенах дипломы, подтверждающие высокую квалификацию руководителя и картину с видом осеннего Киева, которая вносила элемент домашнего покоя и уюта. Замечу, что излишне роскошный офис воспринимается посетителями негативно, а оптимально разместить мебель в офисе Вам помогут специалисты-дизайнеры с помощью компьютерной графики.Давайте вернемся к нашему заданию «На чем фиксируется внимание публики при оценке человека" и подумаем, как можно Вам помочь в реализации Вашей мечты – стать депутатом Городского совета. Итак, поработайте над этими вопросами и проведем Вашу первичную психовизуальную диагностику.
1. Попробуйте описать Вашу внешность с учетом того, что Вам нравится, а что бы Вам хотелось изменить в себе. Внешность (лицо, фигура, одежда).
2. Прошлое (автобиография, профессиональная карьера).Что Вам импонирует в Вашей биографии? О чем следует умолчать. Что необходимо подчеркнуть в профессиональных вопросах, какими профессиональными достижениями Вы особенно дорожите.
3. Семья. Ваше семейное положение, успехи и достижения в личной жизни. Успехи Ваших близких.
4. СпортВаши увлечения спортом, победы, награды, памятные события. Необходимо подчеркнуть силу воли, целеустремленность, веру в победу.
5. Хобби Ваши увлечения, пристрастия, которые подчеркнут Вашу оригинальность, доброту, человечность6. Домашняя обстановкаЖивотные (какие Ваши человеческие качества может подчеркнуть животное), интерьер Вашего дома (квартиры), что в жилье отображает Вашу неповторимость, аккуратность, авторитет «Мой дом – моя крепость».
6. Рабочее место (офис).Ваш стол, письменные принадлежности, фото, картины, сувениры, офисная мебель.
Р. Скажу Вам прямо - это упражнение позволило мне лучше разобраться в самом себе. Что касается первого пункта, - с внешностью у меня все в порядке, да и биография не подкачала. Что касается публичных выступлений, я заметно скован, монотонно проговариваю текст. Об этом мне уже неоднократно говорили.И. Давайте просмотрим видеозаписи Ваших выступлений. Да, налицо некоторое косноязычие, отмечу даже, что когда Вам не хватает слов, Вы начинаете яростно жестикулировать руками. При этом нередко правая рука оказывается зажата в кулаке. Да и костюм выглядит не самым лучшим образом. Вы совершенно напрасно расстегиваете верхнюю пуговицу пиджака при выступлении. Вашей речи не хватает образности, увлеченности. Такое впечатление, что Вам совсем неинтересно то, о чем Вы говорите. Я советую Вам припомнить интересные случаи из жизни, анекдотичные ситуации, которыми Вы можете разнообразить свое выступление. Теперь о внешности. Мой совет - стрижка «под ежик» подчеркнет Ваши выразительные глаза. При этом макушку желательно прикрыть волосами, завуалировать начинающуюся лысину. Наблюдая не один год за миром деловых людей, отмечу, что мода входит в этот мир весьма умеренно и осторожно. Немецкий социолог Г.Шульце утверждает, что «Одежда каждого человека читается как его код, показывая, кто есть кто или кто хочет кем быть». Я посоветую иметь Вам темно-синий или темно-серый костюм в тонкую полоску – наиболее распространенные варианты для делового костюма. Жесты и движения тела являются важной частью нашего имиджа. Часто происходит так, что именно жесты показывают истинное лицо человека. Общепринято, что деловой человек должен быть подтянутым, энергичным, собранным. Вот, допустим, когда Вы сжимаете пальцы в кулак, это говорит о враждебности к аудитории. Вам следует поработать над этим жестом. Гораздо лучше использовать жесты «раскрытые руки».Теперь по поводу Вашей походки. Она не должна быть вялой, желательно передвигаться легко, пружинисто, с расправленной спиной. Это всегда производит впечатление уверенности в себе.Уважаемый господин директор, сегодня мы только приступили к анализу психовизуальной диагностики. Будем продолжать работать? Как видите, это занимает достаточно много времени. Но игра, в конечном счете, стоит свеч!Р. Да, теперь мне ясно – путь к Олимпу – это, прежде всего, колоссальная работа над собой. Жду с нетерпением следующего занятия.