ЛЮБОВНИКИ
Режиссер: Марина Мигунова
Сценарист: Юлия Добровольская
Продюсеры: Александр Боковиков, Сергей Сендык
Производство: ООО "Максимус"
Год выпуска: 2006
Актеры: Глафира Тарханова, Сергей Чонишвили, Юлия Борилова, Сергей Варчук, Вячеслав Ганенко, Ольга Дегтярева, Екатерина Маликова, Любовь Матюшина
Фильм снят по сценарию писательницы Юлии Добровольской, автора одноименной книги, вышедшей в издательстве "Центрполиграф"
Прошел ровно год, как мои попытки найти этот фильм, не увенчались успехом. Я посмотрела его вчера. Благодаря TV. Признаюсь, я случайно увидела девушку в больничной палате, и по первым произнесенным словам "угадала", какой именно это фильм! Сомнений не осталось, когда мне сказали название "Любовники".
Спасибо Юлии за ее работу как писателя и работу как сценариста. Потому что для меня сценарий всегда играл и играет огромное значение. Да, рука мастера-постановщика и режиссера несомненно важна, но и сценарная школа должна оставаться на высоте. Пусть звучит несколько консервативно, но мне всегда нравилось честное кино. Честное - это когда смотришь и веришь, что так и было. Когда взгляд не мечется в надежде найти несостыковки в режиссуре, огрехи в операторской работе. А целиком и полностью позволяет зрителю сосредоточиться на, собственно, донесении идеи и цели. Максимально достойно отобразить палитру нюансов в игре актеров, во взглядах, в тембрах голосов, в диалогах и конец, дать зрителю то, чего он так ждет... В моем случае - это неподдельно любящие глаза главной героини. В исполнении Глафиры Тархановой.
Фойе больницы, практически финал. Встреча того же доктора. Время пролетело, а в отношениях Дины и Кости действительное положение дел "на семейном фронте" практически не изменилось. Чего только стоит одна фраза: "Я хочу тебя целовать!" Другое дело, что падение главы семьи произошло накануне долгожданного события: узаконить-таки, отношения между ними. Только важно ли это теперь, спустя столько лет? И если важно, то кому? Кроме старушек на лавочке и всех тех, кто в своих собственных глазах и прищепки не увидит?
В общем то, финальный аккорд удался, и здесь Глафира Тарханова открылась в своей игре вновь неподдельно и искренне. Есть несколько сценок в фильме, которые не в состоянии передать авторское идейное исполнение. Когда в 2005 году я прочла сценарий Юлии Добровольской, каждый кадр (с последующей их каскадровкой) виделся мне живым. Вероятно, фильм и призван был сценарный материал облагородить теми самыми средствами выражения, которыми обладает именно кино. Удалось ли это? Вероятно, да, удалось. И диалоги героев, и даже антураж каждой сцены в картине М.Мигуновой сохранены. Я смотрела и узнавала стиль Юлии Добровольской. Вспомните сцену ревности с ножом. Как удачно в диалогах выдержан накал внутренней борьбы за свое место под солнцем в отдельно взятой ячейке общества, где срез времени оказывается не выдуманным, а попавшим в самую точку. Герои хватаются за нож, как за инструмент, который "говорит" сам за себя: накал страстей, самое острие. Это несомненно, можно отнести к достоинству фильма. Как и операторскую работу - за наглядность и удачно выбранный передний план, когда кажется, что семейная сцена вот-вот перейдет с экрана в нашу с вами реальную жизнь:
"И что ты собираешься с этим делать?" - имеется в виду мужское достоинство, которое главный герой Костя (Сергей Чонишвили) предлагает своей любовнице и жене засушить, если на то пошло, в более достойном виде...
Красиво. А главное, наглядно. Но есть в картине моменты, которые в исполнении той же Тархановой несколько наигранны. Светлые ли пряди не так оттеняют замечательные ресницы главной героини, сохраненная фигура ли? Не знаю. Ну не показалось мне это удачным отобразить средний возраст героини, изменив только цвет волос и их несколько иную завитость. Не показалось искренним то, как мама ругает своего сынишку за нелюбовь к литературе, а точнее сказать, за "тройку" по сему предмету. Зато поверила герою Чонишвили, что все книги он прослушал под диктовку мамы Георгия. Почему я так открыто кричу об этом? Г.Тарханова играет порой шедеврально, чего стоят одни только широко распахнутые глаза, окаймленные как бы двойным рядом пушистых ресниц! И ей как актрисе нельзя сбиваться хотя бы потому, что зритель может простить ей неправдивость только благодаря мгновениям, которые никогда не кончаются... Благодаря чувствам, которые живут вечно! А самое главное, благодаря Любви, которая достойно пронесена сквозь годы!
В романе Ю. Добровольской есть то самое острие, против которого любое оружие - только игрушка. Когда до мозга костей понимаешь: да, воистину, настоящая любовь ни времени, ни границ не имеет. И что Любимая женщина желанна в любом возрасте!
В фильме этого как-то не особо чувствуется. В сценарии - да! И да пусть простит меня Марина Мигунова!
Вероятно, упор сделан на эпохальное время запретов, на внутреннюю несвободу от условностей, которая властвует на протяжении всей картины "Любовники".
Становление главного героя Кости, когда он прошел сквозь строй унижений и материнской ненависти (помяну опять сценарную работу Ю.Добровольской), где родная мать... ногой отпихивает детскую ножку... Этого просто не должно быть в жизни. Мир явно сходит с ума... Вообще, родительский дом Кости со всеми его заморочками и чванливой условностью достатка и устоявшейся моралью показан как противовес всеобъемлющей любви, которую Костя и Дина так и не смогли узаконить. Их любовь жива, их семейные отношения есть, а отцовский дом потомственных морских офицеров обречен несмотря на образцовую мораль жизни напоказ "для других". Конечно, маловато показалось и родительской любви в ячейке Костя-Дина, будто их ребенок - отдельно взятое к этой ячейке приложение. Неуемная страсть родителей друг к другу есть, а ощущения семьи, где мама-папа-я почему то нет. Не залезая в детские психологические моменты воспитания Кости, где прекрасно отражены их доверительные отношениям с няней, которая вероятно, и заменила Косте материнскую любовь, рискну предположить, что именно участие и душа этой женщины помогли Косте стать тем, кем в общем-то, он должен был стать - мужчиной, которому дано было в этой жизни счастье испытать любовь, пронеся ее сквозь годы.
Помните, как у Куприна сказано? "Любовь - удел избранников... Все люди обладают музыкальным слухом, и только один из них Бетховен".
Резюмирую: ура, что такое кино востребовано сегодня! Ура честным режиссерам и честным сценаристам!
8 января 2008г