ТАР - азербайджанский, иранский, армянский, дагестанский (чонгур, чугур), грузинский (тари) струнный щипковый инструмент. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе - 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Основные лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в специальном желобке шейки. Старинный 4-6-струнный тар имел нетемперированный 19-ступенный звукоряд, включающий мелкие (менее полутона) интервалы; звук извлекался роговым плектром. Современный тар - 11-струнный (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (главным образом бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические - парные, основные и дополнительные (последние используются только в кадансах), расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные - переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в т. ч. в макомах). Наиболее распространенная (одна из 13) настройка: c1, c1; g, g; c1; c; g; g1; g1; c1, c1; диапазон: c-a2. Наигрыши на таре, как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на двух струнах в унисон (иногда на одной; тогда вторая становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр тара - густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний - звонкого, серебристого. Тар - исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях (с кеманчой и дэфом) и оркестрах народных инструментов для исполнения мугамов, танцевальных и песенных мелодий.
ТАР
(перс. - струна) (азерб., арм., узб.,даг.),
тари (груз.) --
1) струнный щипковый (плекторный) инструмент. Состоит из 8-образного корпуса в виде 2 дерев. чаш с кожаными мембранами, длинной шейки с 22 основными навязными ладами на грифе и 2-3 дополнит. тростниковыми, наклеенными у корпуса. Старинный Т. имел 4-б струн, 19-ступенный звукоряд, включающий интервалы менее 1/2 тона. Совр. Т.- 11-струнный; басовые (бурдонные; см. Бурдон) струны - в середине, мелодические (парные - осн. и дополнит.) расположены по краям. Парные имеют постоянную настройку, у одинарных она определяется ладом исполняемой пьесы (в т. ч. в мугамах). Т. - виртуозный сольный инстр., используется и в ансамбле (с кеманчой и дафом), в оркестре нар. инстр.
2) Араб. круглый бубен с металлич. дисками на обруче.
(по материалам открытых интернет-источников)