Участник Премии Рунета 2008 http://cnews.ru/ Сайт Любителей несуществующих животных Мария Кириллова на сервере Проза.ру Новости кино (рецензии, фото, клипы, актеры и пр.) Saechka.ru, кулинарно-домашний сайт о доме, детях, творчестве и рецептах в фото, форум Матрешки от Людмилы. Русские сувениры и подарки - матрешки, пасхальные яйца, хохлома, палех и др. народные промыслы Лента новостей Значение имен RAZVLEK.H11.RU! интересный дайджест Виртуальные гадания

поддержи МОСТ ДРУЖБЫ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

most


Вы здесь » most » "Инструменталка" » Саз, тар, зурна


Саз, тар, зурна

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

САЗ,
сааз- струнный щипковый инструмент типа лютни. Распространён у народов Кавказа и Закавказья, Бл. Востока. Имеет дерев. глубокий грушевидный корпус (долблёный или клеёный), длинную шейку с навязными ладами (10-14), дерев. деку. Резонаторные отверстия - в деке и боках корпуса. Разновидности отличаются размерами (общая длина от 500 до 1500 мм). Струны (обычно 8-10) - 2 тройные, 1 парная. По настройке струны объединяются в 3 группы и в каждой из них настраиваются в унисон. Струны первой группы служат для исполнения мелодии, второй - создают органный пункт, третьей - поддерживают нек-рые мелодич. ходы и участвуют в гармонич. созвучиях. Используется ашугами и гусаками. Применяется в совр. нар. ансамблях и оркестрах. Аналогичные инстр. - дутар, ситар. Похожий инстр. упоминается Низами (12 в.).
• Эльдарова Э., Саз - муз. инструмент азерб. ашугов, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, в. 1, М., 1969.


--------------------------------------------------------------------------------

0

2

ТАР - азербайджанский, иранский, армянский, дагестанский (чонгур, чугур), грузинский (тари) струнный щипковый инструмент. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе - 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Основные лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в специальном желобке шейки. Старинный 4-6-струнный тар имел нетемперированный 19-ступенный звукоряд, включающий мелкие (менее полутона) интервалы; звук извлекался роговым плектром. Современный тар - 11-струнный (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (главным образом бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические - парные, основные и дополнительные (последние используются только в кадансах), расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные - переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в т. ч. в макомах). Наиболее распространенная (одна из 13) настройка: c1, c1; g, g; c1; c; g; g1; g1; c1, c1; диапазон: c-a2. Наигрыши на таре, как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на двух струнах в унисон (иногда на одной; тогда вторая становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр тара - густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний - звонкого, серебристого. Тар - исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях (с кеманчой и дэфом) и оркестрах народных инструментов для исполнения мугамов, танцевальных и песенных мелодий.

ТАР
(перс. - струна) (азерб., арм., узб.,даг.),
тари (груз.) --
1) струнный щипковый (плекторный) инструмент. Состоит из 8-образного корпуса в виде 2 дерев. чаш с кожаными мембранами, длинной шейки с 22 основными навязными ладами на грифе и 2-3 дополнит. тростниковыми, наклеенными у корпуса. Старинный Т. имел 4-б струн, 19-ступенный звукоряд, включающий интервалы менее 1/2 тона. Совр. Т.- 11-струнный; басовые (бурдонные; см. Бурдон) струны - в середине, мелодические (парные - осн. и дополнит.) расположены по краям. Парные имеют постоянную настройку, у одинарных она определяется ладом исполняемой пьесы (в т. ч. в мугамах). Т. - виртуозный сольный инстр., используется и в ансамбле (с кеманчой и дафом), в оркестре нар. инстр.

2) Араб. круглый бубен с металлич. дисками на обруче.

(по материалам открытых интернет-источников)

0

3

БУБЕН- ударный инструмент. Односторонний мембранофон. Узкая деревянная обечайка (обруч) с металлич. бряцающими подвесками("тарелочки" и др.) в прорезях затянута кожаной мембраной. Разл. размеры и конструктивные особенности Б. разных народов определяются назначением инстр., напр. у культовых (в т. ч. шаманских) - ручка большего размера, широкая обечайка с многочисл. подвесками, лентами и др. У рус. Б. на натянутых внутри обечайки проволоках подвешены колокольчики и бубенчики. Обычно Б. держат в левой руке и её пальцами или правой рукой (ладонью, кулаком, косточками пальцев) ударяют по мембране либо чередуют удары по ней и по обечайке. Иногда Б. на подставке используют как малый барабан (играют палочками, метёлочками и др.). Нар. музыканты иногда ударяют Б. по колену, локтю, голове. Используется Б. для сопр. танцев, сольного и хор. пения, а также как сольный инстр. Известен с древности под разл. назв.: даф, дойра; тар (араб.), пандеро (испан.), баскский барабан (франц.) и др.ЗУРНА

0

4

ЗУРНА (тур. zurna, от перс. сурна, сурнай, букв. — праздничная флейта), духовой язычковый музыкальный инструмент. Распространен в Армении, Грузии, Азербайджане, Дагестане, Узбекистане, Таджикистане, странах Ближнего Востока. В Китае — под названием сона. На Руси аналогичный инструмент сурна (бытовала до 17 в.).
Состоит из ствола, втулки, штифта, розетки (пируэта) и трости. Ствол - конич. трубка с 8 пальцевыми отверстиями, расширяющаяся книзу наподобие раструба. В верх. конец ствола вставляется дерев. втулка с вилкой - 2 зубцами, направленными вниз. При поворотах втулки зубцы вилки могут изнутри частично закрывать верхние пальцевые отверстия с целью дополнит. подстройки З. и ослабления силы звука. Во втулку вставляются латунный штифт, на к-рый надевается розетка, служащая опорой для губ исполнителя, и маленькая двойная трость из тростника. Звукоряд диатонический. Диапазон: l1/2 октавы. Звук громкий, как правило пронзительный. Используется на открытом воздухе как сольный и ансамблевый инструмент (в Узбекистане - с карнаем, нагорой, дойрой; в Азербайджане - дуэт З., часто с дафом, нагарой). В Россия под назв. сурна бытовала до 17 в.

0


Вы здесь » most » "Инструменталка" » Саз, тар, зурна