Участник Премии Рунета 2008 http://cnews.ru/ Сайт Любителей несуществующих животных Мария Кириллова на сервере Проза.ру Новости кино (рецензии, фото, клипы, актеры и пр.) Saechka.ru, кулинарно-домашний сайт о доме, детях, творчестве и рецептах в фото, форум Матрешки от Людмилы. Русские сувениры и подарки - матрешки, пасхальные яйца, хохлома, палех и др. народные промыслы Лента новостей Значение имен RAZVLEK.H11.RU! интересный дайджест Виртуальные гадания

поддержи МОСТ ДРУЖБЫ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

most



Лезгияр

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Источник фотографий

Дагестан - один из самых сложных в этническом отношении регионов: здесь проживает более 100 национальностей и народностей. Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов. Дагестан имеет еще одно название - `Гора языков`.
Дагестан, этот `музей под открытым небом`, еще далеко не изучен, множество тайн хранят в себе его древние крепости, манускрипты и героические предания.

Дагестанские Огни - самый молодой город Республики Дагестан. Город расположен у северо-восточного подножия Большого Кавказа на берегу Каспийского моря, в 118 км к юго-востоку от Махачкалы. Возник как посёлок при построенном в 1914 г. стекольном заводе, на котором в качестве источника энергии использовался, добываемый на месте, горючий природный газ, за что и завод и посёлок получили название Дагестанские Огни. Численность населения, по данным на 2000 г., - 26 тысячи человек. Промышленность города представлена также подшипниковым заводом, ковровой фабрикой и другими более мелкими предприятиями.

Когда появились в Дербентском районе «таинственные» факелы огня, давшие затем название этому месту, не известно, но, веро ятно, это произошло после землетрясения 1904 года, которое случилось именно в этих местах. Землетрясение нарушило пласты из вестняковых горных пород, и через трещины из недр земли стал просачиваться природ ный газ.

Старожилы вспоминают, что эти места рань ше часто давали приют путникам, которые на ночь разводили костры. Теперь пламя костров стало голубым, оно взвивалось к не бу и расходилось по трещинам в почве. Пут ники в суеверном страхе бежали из этих мест, а факелы стали гореть постоянно. Назвали эту местность Огни.

Астраханские капиталисты Малышевы, уз нав о «горящей» земле в Дагестане, приезжа ли, осматривали эту местность и изучали воз можности организации здесь производства стекла, Возле Огней в селениях Сабнава и Ачи были обнаружены естественные кварце вые пески, основное сырье для производства

стекла, т. с. вопрос с сырьем оыл решен на месте. В 1913 году они арендовали у дербент ского хана участок в 10.га для строительства: завода, а в 1914 году приступили к строи тельству и скоро, не завершив строительство,, начали производство стеклянной посуды.

Первых мастеров-стеклодувов привезли из Астрахани, где уже работал завод по произ водству стекла. Условия труда на новом за воде .были чрезвычайно тяжелыми, поэтому рабочие назвали это место «долиной смерти и огня». Малышевы так и не успели завер шить строительство завода—помешали рево люция и гражданская война. Эту задачу смог ла решить Советская власть, когда в Дагес тане начало развертываться социалистическое строительство. Восстановление и строитель ство нового стеклозавода на базе природного газа в Южном Дагестане стало одной из ее первоочередных задач.

сайт Дагестанские огни

0

2

Еще с того же сайта

0

3

Все это красиво Маша. Но наш ТАМБОВ не хуже  :)

0

4

Город Дербент основан в 438 году персидской династией Сасанидов. Именно они преврати ли в V-VI веках город Дербент в настоящую каменную крепость. Шах Кавад заложил здесь каменную крепость - цитадель Нарын-Кала, а его сын Хосров I Ануширван в несколькими годами позже  перегородил проход между морем и горами 40-километровой крепостной стеной, возвёл мощную цитадель Нарын-Кала и соорудил порт.

Город Дербент прикрывал узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами. Любая экспансия соседних государств начиналась с попыток овладения этим городом и самой крепостью Нарын-Кала. В 626 крепость была захвачена турками и хазарами, в 654 -- арабами.  С 735  город Дербент и цитадель Нарын-Кала стали военно-административным центром Арабского халифата в Дагестане, а также крупнейшим торговым центром и портом, очагом распространения ислама в Дагестане. В VIII веке в крепости Нарын-Кала была выстроена огромная трехнефная Джума -- мечеть из камня с кирпичными сводами и куполами. Самый большой купол был 9,3 м в диаметре. В середине XI века в Предкавказских степях появились кипчаки. Известны "дербентские кипчаки", обитавшие на территории Дагестана. Население города Дербента было этнически пестрым: тюрки, иранцы, азербайджанцы, представители различных дагестанских этносов. Дербентский эмират, существовавший с X в., в 1239 г. попал в зависимость от монголов, а с 1437 стал провинцией государства Ширваншахов. В настоящее время в крепости Нарын-Кала сохранился комплекс крепостных стен с башнями и воротами (VI-XVвв), комплекс Джума-мечети (VIII-XIVвв), цитадель Нарин-Кала (VI-XIXвв). Главная часть системы укреплений — цитадель Нарын-кала (один из вариантов перевода этого названия на русский язык — «Солнечная крепость»). Мощные трехметровой толщины стены, ограничивающие территорию площадью 4,5 гектара, сложены из двух рядов хорошо обработанных каменных блоков с заполнением из рваного камня и известкового раствора. Такую же конструкцию имеют и параллельные стены города, северная более ранней постройки, и южная, возведенная позже. Обе стены имеют многочисленные башни. Когда-то эти стены уходили далеко в море, препятствуя обходу города по мелководью и создавая удобную и хорошо защищенную гавань. С высоты цитадели открывается прекрасный вид на город. Среди плоских крыш, как будто прорезанных трещинами кривых улочек, возвышаются купола мечетей, которых в городе довольно много. Они напоминают о временах арабского владычества. Самая большая, красивая и древняя из мечетей — Джума. Семь чудес России

За пять тысяч лет своего существоания Нарын-калу удалось захватить лишь четыре раза, и то для этого приходилось добавлять яд в источник, из которого вода поступала в крепость.

В середине прошлого века здесь каждое лето проводили раскопки. Глиняные фигурки старше египетских пирамид, и останки древних цивилизаций с высокой культурой производили сенсацию среди историков. Два года назад цитадель была обьявлена памятником мирового значения под охраной ЮНЕСКО.

В городе уже несколько столетий ходят легенды о сложнейшей системе подземных переходов под крепостью. Недавно удалось обнаружить древние водохранилища, связанные с цитаделью. Но копать дальше не было денег.
http://www.derbent.ru/

0

5

ГУНИБ - историческая крепость Дагестана.
Аул расположен на горе. Высота горы 2325м. Поднимаются террасами сады гунибцев. Между ними амфитеатры домов. Здесь расположен пансионат "Радде". Место отдыха туристов со всей России. Этому способствует природа Гуниба - одного из самых удивительных мест Кавказа. Красивые скалы, водопады, березовые рощи, развалины шамилевского аула - все это дает возможность сделать в будущем в Гунибе национальный парк.
Уникальным реликтом природы Гуниба является береза редкого вида. Это низкорослое дерево с несколькими стволами, идущими от одного корня. Береза "Радде" - памятник третичной флоры Кавказа, сохранившейся до наших дней.
Имеет Гуниб и историческую ценность как знаменитая крепость Шамиля, место героического сопротивления горского народа против реакционной политики царизма.
Благоприятные природные условия Гуниба, обусловленные исключительным местоположением, живописностью природы, климатом, обилием чистой ключевой воды, богатейшими целебными возможностями, историческими памятниками, дают возможность посетить этот уголок и получить истинное удовольствие.
Пансионат "Радде"
Пансионат расположен в 3-х км от районного центра - селения Гуниб, на высоте 1700 метров над уровнем моря.
Гуниб - одно из красивейших мест в республике. По климатическим условиям он не уступает Давосу (Швейцария) и превосходит Теберду (Карачаево-Черкессия) и Абастумани (Грузия). В этих местах растет очень редкий в природе вид березы - низкорослое дерево с несколькими стволами, идущими от одного корня, кора у этой березы красно-розовая. В честь исследователя-ботаника, открывшего данный вид дерева, оно получило название "береза Радде". Здесь весной и летом отдыхают больные бронхиальной астмой, результат воздействия на астматиков ошеломляющий.

Размещение в 2-3-х местных номерах гостиничного типа, а также в 2-х местных летних домиках.

Пансионат - излюбленное место отдыха не только российских, но и иностранных туристов. Туристам предлагаются экскурсии:
- восхождение на вершину горы "Маяк" (235м.),
- в ближайшие горные села.
"Кто не посетил Гуниб, - говорят у нас, - тот не был в Дагестане". Посетившие эти места, унесут с собой незабываемые впечатления и благодарность людям, сохранившим в этом уголке Дагестана первозданную красоту.
Предлагаемые экскурсии
"Дербент - город легенд",
"Чиркейское водохранилище",
"Махачкала - столица Дагестана".

Источник: http://www.kizilurt.ru/page39.html
Фото с сайта: http://www.turuniversal.ru/marshruty/gunib.htm

0

6

хотите подробнее с возможностью выбора конкретного селения - пожалуйте СЮДА
Сайт находися на ранней стадии разработки, а потому сведения собраны пока не по всем селениям.

Вах, даже сама не ожидала. Кубачи - такой красочный сайт, притягательный для взора и услада для души.

0

7

Кани - в прошлом родина лудильщиков, каменщиков, а в Советскую эпоху – колыбель талантливых учителей, врачей, инженеров, экономистов, кандидатов разных наук – людей разных профессий, берет свое начало от маленьких поселений на холмах вокруг нынешнего села.

Разные обстоятельства хозяйственного, социального, бытового характера послужили причиной объединения этих поселении в одно село.
Собравшиеся для выбора места под строительство нового села старейшины всех поселений решили отпустить двух волов и на том месте, где эти волы лягут построить мечеть и вокруг нее построить общее село.

Так было выбрано место и начато строительство нынешнего села. На стене мечети была написана дата 1734 год. Среди топонимических названий представляет интерес названии некоторых местностей: «Гъулуц1алу», «Ц1увк1равалу», и некоторые другие. За местностью «Гъулуц1алу» наверху находилось одно из древних поселений, название местности наверное от названия этого поселения «Гъуллал щар» село «Гуллов» (гуннов).

По словам учителя Имранова Камиля, ему рассказывал 120-летний Абуев Юсуп из с. Кази-Кумуха, что Аглар-Хан выселил из Кази-Кумуха непокорный, гордый тухум «Авбурттигьухъул» в местность «Хъюнихалу». В то самое место, о котором мы говорим выше.

На холме «Ц1увк1рабак1у» тоже было одно из поселений относящееся к Кани. Название это наверное исходит от названия древних племен огнепоклонников.
У канинцев существует легенда о выдаче замуж дочери из тухума «Авбурттигьухъул» в поселение на холме «Бяч1арибак1у», и на нынешнем кладбище нашего села находится надгробный памятник с надписью:
«Аьжайжаллихъал душра,
Авбурттигьухъал сура,
Майлул ччат1ая ччат1айн
Ччанну бизлай бувк1ссара»

(«Я дочь именитых охотников, сестра семерых братьев, не наступив на землю по кустам исира, я пришла к жениху в дом»).
В последствии по жизненно-необходимым причинам и для отражение нападения врагов люди решили объединиться и перейти на новое место жительства.
Мужское население села в основном занималось отходничеством, были лудильщиками и каменщиками, сапожниками.

Были в селении знатоки арабисты, щейхи. Здесь следует упомянуть такие имена: Сапижуллах-Хаджи, Загиди-Хаджи, Бакьи-Хаджи Дибировы, Киши Магомед-Хаджи, Мусса-Хаджи, Амирщех-Хаджи и многие другие.

Был в Кани и знаменитый врач-лекарь Щулуми-Дивир (Сулейман), к нему приезжали больные со всех концов Дагестана. Он делал лекарства из трав. Лечил Сулейман и раковую болезнь. Наследники продали его книги по медицине и до сих пор жалеют.

Дибиров Максуд преподавал в Балхарском медресе. Он увлекался поэзией, сочинял стихотворения о своей возлюбленной, интересовался стихами Маллея Балхарского. По сведениям Гусейнова у Максуда остались письма Маллея к Патимат Кази-Кумухской.

Большая связь имелась между нашим селом и селом Цущар. По рассказам стариков Цущар произошло от канинцев.
Рассказывают, что канинцы давали ваъпу (вакъу), часть урожая, определенную долю выходцам из с. Кани.
По маленькой речке «Канинка» были три маленькие мельницы, где мололи пшеницу.

Бунт в 1877 году не оставил канинцев в стороне. В нем участвовал Камил из рода нынешних Имрановых. Камиля вместе с женой Галли отправили в ссылку в горд Архангельск, похоронив мужа Камиля тамже, Галли вернулась в село и вышла замуж за младшего брата своего мужа.

КАНИ

Теряюсь в догадках: тали это легенда о любви Кани и Шани, которую я так тщетно пытаюсь раздобыть всеми известными способами?

0

8

"Лезгинка" - древний культовый танец лезгин (отрывок)

Знаменитый танец лезгин - лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури, лека «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин "картули", по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально 'соколиный, орлиный танец'. Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка, ср. акушинка – танец акушинских даргинцев, кабардинка – танец кабардинцев, азерб. гайтагъы – танец кайтагцев и т.д.).

Как мы видим, при детальном изучении лексических феноменов, мифологических сюжетов и даже танцевальной культуры современных горцев Кавказа можно выявить интересные детали, которые позволят по-новому взглянуть на несомненно древнейшую историю этого интереснейшего региона и его народов.

Если продолжить наблюдения, связанные с отражением древних тотемических сюжетов в танцах современных горцев Кавказа, то следует заметить, что особенностью народных танцев аварцев является характерное положение руки танцоров во время пляски, которое, вероятно, должно символизировать приподнятую голову змеи (ср. название аварцев у лезгин баркьу, а также у гунзибцев и бежтинцев бархъал, которое связано, вероятно, с авар. борохь «змея»). Особенно примечательными являются при этом своеобразные движения руки у танцоров, совершенно очевидно имитирующих извивания змеи - древнего тотема аварцев. У кавказских народов известны также реликты тотемических представлений в образах других хищников (напр. медведя у даргинцев, волка у чеченцев и т.д.)......

Всем известно, что название "Лезгинка" танцу дали русские. Нужно просто выяснить, они назвали его так только потому, что все народы Дагестана называли лезгинами или же русские все - таки назвали танец Лезгинкой после изучения движений танцоров, выяснения того, какое животное иммитирует танцор и какой народ его считает своим тотемом, ассоциирует себя с этим животным.

по материалам открытых источников, в том числе источник

0

9

Красоты Северного Кавказа

0

10

Селенье КУБАЧИ

Художественная металлообработка

Кубачи

Первенство в этом виде народных промыслов искусствоведы отдают кубачинским мастерам. Это и справедливо, ибо нет в Дагестане такого села как Кубачи, где в течение почти двух тысячелетий сохранялось уникальное искусство художественной обработки металла. Даже само название "Кубачи", данное аулу в XIV веке турками, означает – "бронники", так же как и более раннее (VI в.н.э.) – "Зирихгеран", что по-персидски означало – "кольчугоделатели". Более тысячи лет назад по Северному Кавказу путешествовал арабский историк Аль-Масуди. Вернувшись в Аравию, он написал книгу "Луга золота и рудники драгоценных камней". В ней он рассказывает: "За Гумиком, по направлению к Сериру, находится государство под названием Зирихгеран – в переводе означающее "кольчужные мастера", так как многие из жителей этого государства – мастера кольчуг, стремян, удил, мечей и других железных вещей..." Слава о кубачинских мастерах прошла по многим странам. "Все, даже самые дикие народы Кавказа относятся к этому племени с особым уважением... так как ни Персия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия везде находят спрос и дорогую оценку", – писал в XVIII веке о кубачинцах путешественник Якоб Рейнеггс. Их изделия были выставлены в лучших музеях России, Лондона, Парижа, Вашингтона, получали высшие награды на международных выставках.

Русские и европейские ученые и путешественники считают, что истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. Еще в VI-VII веках здесь производились кольчуги, шлемы, кинжалы, мечи, разнообразная медная и бронзовая посуда, серебряные украшения. В XII-XIV веках высокого уровня достигло производство литых бронзовых котлов, они даже использовались в качестве денежного эквивалента.

Кубачинский ("албанский") котел имеет полусферическую форму с тремя короткими ножками, двумя-четырьмя боковыми ручками, за которые он подвешивается очаговыми цепями над костром. Сверху котел герметично закрывается медно-чеканной конусообразной крышкой. Скульптурные детали котлов подтверждают преемственность бронзовой культовой пластики Нагорного и Северного Дагестана. Котлы более позднего типа утратили изобразительные сюжеты, когда стали массовым товаром более практичного назначения. Эти котлы сегодня можно увидеть во всех традиционных "домашних музеях" кубачинцев. Они чаще используются для хранения сыпучих пищевых продуктов и как традиционная утварь, передаваемая наследникам. Методом литья изготавливались в начале XIX века светильники необычной формы. В народе их называют "шайтан чираг" – по фамилии одного кубачинского рода Шайтановых, который первым начал отливать такие светильники. Небольшой сосуд внешне похож на узконосую женскую туфельку с ручкой, на четырех низеньких ножках. На носике классической лампы обязательно сидит "птичка" – символ света и мирного очага у горцев. Такой светильник использовался как фонарик при передвижении ночью, освещения камина и совершения особых ритуалов. Нередко поверхность лампы покрывалась орнаментом.

Только в Кубачах и поныне можно увидеть традиционное шествие женщины к роднику в полном наряде: поверху белоснежный вышитый платок (кIаз), за спиной большой водоносный сосуд ("мучIал"), в левой руке – сосуд малого размера – своеобразный противовес, на ногах шерстяные носки ("джурабы"). "МучIалы" чеканятся из красной листовой меди, латуни и только для внутреннего рынка; они имеют совершенно необычную форму: напоминают фигуру человека в общих пропорциях. В своих домашних музеях кубачинцы хранят и другие бытовые, ритуальные медно-чеканные и медно-литые изделия: "иранские" сосуды, "нукнусы" ("ведерки"), кувшины разных форм, подносы, самовары и раритетные керамические тарелки, приобретенные кубачинскими антикварами в разных странах мира. Несмотря на все потрясения XX века, кубачинские златокузнецы сохранили свои искусство и культуру до наших дней.

Государственная поддержка художественных промыслов в 70-х годах обеспечивала гарантированный заработок для более 800 рабочих кубачинского комбината. Разнообразной продукции из серебра и золота в месяц выпускалось до одной тонны. Из драгоценных металлов производились вазы, кофейные, чайные, коньячные, винные сервизы, бактерицидные кувшинчики для воды, наборы стаканчиков, ложек, фужеры, пиалы, сахарницы, подсвечники, кинжалы, сабли, браслеты, перстни, кольца, серьги, колье, цепочки и другие сувенирные изделия. Лучшие кубачинские мастера владеют обычно несколькими художественными и техническими приемами: гравировкой, насечкой по металлу, филигранью, монтировкой, чернением, эмалированием. Но наиболее ценится искусство мастера-гравера.

Признанные граверы братья Бахмуд и Абдулла Тубчиевы, Саид Магомедов, Абдулжалил Ибрагимов, Алихан Ахмедов; мастера золотой насечки Шапи Хартумов, Шабан Алиев; орнаменталист Гаджи Кишев; 21 мастеру присвоено звание заслуженного деятеля прикладного искусства Дагестана, 3 – заслуженного художника России. В 1971 году Р.Алиханову, Г-Б. Магомедову, А.Абдурахманову, Г.Кишеву и Г.Чабкаеву присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е.Репина. Народным художником Дагестана и заслуженным художником Грузии стала женщина Манаба Магомедова. Достойно продолжают славу старших поколений и современные мастера Г.Какагасанов, С.Акаев, И.Машиннаев, Р.Маммагаджиев, А.Куртаев, М.Каммагаджиев и многие другие.

Художественная обработка металла, многообразие технических приемов при создании изящных изделий, законы построения орнаментальной композиции в ауле Кубачи усваиваются с детства в каждом доме и по специальной программе в школе. В кубачинском орнаменте представлено более 25 основных элементов ("бутонов"), есть среди них и заимствованные из орнаментального искусства Ирана, Турции, России, народов Кавказа. Но в основе – элементы местного творчества. Из них, как из букв, составляется простая композиция ("слово"), далее из "слов" складывается сложная симметричная композиция, образ ("предложение") и, наконец, "предложения" свиваются в единый "венок", который в зависимости от мастерства автора становится очень часто настоящим произведением искусства. Мастера владеют различными видами технической обработки металла: плавка, литье, прокатка (вальцовка), волочение, штамповка, пайка, опиливание, монтировка, отбеливание серебра, оксидирование, гальваностегия. К приемам художественной обработки металла относятся и выпиливание, гравирование, нанесение черни, шабрение, филигрань, наложение эмали, насечка (инкрустация), полировка и многое другое. Учитывая сложность всех последовательных операций, нередко применяется разделение труда, мастера поручают выполнение промежуточных стадий членам семьи.

Перед гравировкой по металлу эскиз наносится на бумагу, после чего переносят на натуру. В зависимости от формы и назначения изделия выбирается орнамент. Ювелирное произведение рождается под резцом гравера. Ручной труд требует виртуозного владения штихелем (резцом), выдержки и сосредоточенности. Опытный мастер не обращается к эскизам, композиция в его голове рождается сама. Он берет резец и первым же движением наносит штрих, который не подлежит переправке. Выдающимися мастерами-граверами стали Расул Алиханов (1922-2002 гг.) и Гаджи-Бахмуд Магомедов (1923 г.). Их работы уникальны. Расулу было только 10 лет, когда он, работая под руководством отца, Алихана, выгравировал украшения для Кавказского поясного ремня, а серебряный кувшин и рюмка его работы получили высокую оценку на выставке детского творчества в Нью-Йорке. Он, как губка, впитывал все лучшее, что было создано в прошлом народными мастерами. Чтобы овладеть секретами орнаментов, он копировал их с древних надмогильных стел, старинных каменных вставок и металлических изделий. Так он собрал коллекцию творчества многих поколений кубачинцев и издал альбом. Впоследствии этот альбом приобретен научно-исследовательским институтом Москвы. Лучшие образцы, вошедшие в альбом, и теперь широко используются кубачинцами.

Гаджи-Бахмуд Магомедов – молчаливый и скромный художник. Его работы считаются образцами искусства златокузнецов. Он сам готовит эскизы, в совершенстве владеет монтировкой, гравировкой, чеканкой, резьбой по кости. Автор создает изящные арабески, его композиции поразительно продуманы. Специалист глубокой и ажурной гравировки тонко улавливает гармонию формы, фактуры и рисунка изделия.

Творческий характер труда дает возможность мастеру импровизировать, иметь "свой почерк", поэтому произведения народного искусства всегда самобытны и неповторимы. Художественная обработка серебра, других цветных металлов – в крови у каждого кубачинца; это искусство прививается с детства, изучается в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования – школе искусств им Р. Алиханова, практически реализуется в работе художественного комбината. В республиканской целевой программе развития художественных народных промыслов на период до 2010 года ГУП "Кубачинский художественный комбинат включен в государственный свод особо ценных объектов культурного национального достояния нашей республики. Появилась дополнительная надежда, что традиционное искусство златокузнецов будет и дальше развиваться, радуя людей.

Харбук

Широко известный аул оружейников – изготовителей кинжалов, сабель, ножей, пистолетов, ружей – расположен к западу от райцентра. В IX-XIII веках Харбук был главным поселением средневекового государственного образования Шандан ("шантан" по-даргински – сталь). В XIV-XV веках харбукцы научились плавить железо, позже – получать из него сталь. Руду они добывали в 6 км от аула, где живут дейбукцы. До сих пор здесь сохранился "мегьла гIями" ("железный рудничок"). Смесь сидерита, известняка и древесного угля слоями загружалась в вырытый горн, туда двумя кузнечными мехами через глиняные трубы подавался воздух, и после соответствующей термической обработки получали железо.

На базе местной металлургии стала развиваться металлообработка. Особенно много производилось кинжалов, так как именно это оружие пользовалось большим спросом на внутреннем рынке. По обычаю каждый горец являлся обладателем двух кинжалов: один для повседневной носки, без украшения, другой с украшением – праздничный. Рядом с кинжалом находился и нож. Возможно, часть оружия, в основном готовые клинки кинжалов, вывозилась для украшения к кубачинским мастерам, между ними установились тесные торговые отношения. И сейчас сохранилась старинная дорога-тропа, связывающая Харбук и Кубачи, проходящая через аул Шулерчи.

Таким образом, харбукцышанданцы, как и кубачинцы-зирихгеранцы, еще в средневековье стали мастерами металлообработки высочайшего класса, превратив свои поселения в известные центры ремесленного производства. Харбукские кузнецы хорошо владели ковкой, знали секреты кузнечной сварки. Наряду с холодным оружием на внутренний рынок мастера поставляли домашнюю железную утварь и сельхозинвентарь; среди жителей Харбука были и ювелиры, которые, не выдержав конкуренцию с кубачинцами, стали специализироваться на производстве изделий из железа. Так, например, в последнем списке жителей с. Харбук Уркарахского наибства Кайтаго-Табасаранского округа от 30 июня 1886 года указано, что из 404 хозяйств, в 142 – главы семейств занимаются кузнечным ремеслом, 17 – ювелиры, 23 – оружейники, 29 – слесари. Харбукцы так же, как и кубачинцы, с детства приобщались к ремеслу кустаря, овладевая несколькими специальностями по металлообработке.

В XIX веке Харбук становится центром производства огнестрельного оружия в Дагестане. Наиболее известными оружейниками здесь считают род Алимаховых, Шахбановых, почитаются мастера Базалай Ибрагим, Рабаданов Хужяйдар-Магомед, Какба-Рабаданов Муртазали. Кремневые ружья Алимаха (1836-1926 гг.) считались образцовым оружием. По форме, отделке кремневые пистолеты ХГХ – начала XX веков ставятся в один ряд с произведениями искусства. Харбукские ювелиры делились на три группы: отделочники ружья, изготовители женских украшений и бытовых изделий. Мастера-ювелиры наносили орнаментальный узор, отличающийся от кубачинского, были и специалисты золотой насечки по железу, они первыми начали покрывать алюминий чернью. В Харбуке в 1924 году создается первая промартель, а в 1967 году – комбинат художественных изделий. Легальное производство оружия запрещалось советской властью, поэтому харбукцы специализировались на выпуске мотыг, кос, серпов, хозяйственных печей, других железно-жестяных изделий.

К концу90-х годов Харбукский комбинат художественных изделий закрылся из-за отсутствия финансирования в результате экономических реформ. Начался опокмолодежи в города. Однако мастеровые люди в селении остались и их творческий потенциал, возможно, будет затребован в будущем.

Амузги

Труднодоступный аул мастеров по металлу, известный на Востоке с XIX века, сейчас привлекает горных туристов, фотохудожников, археологов и любителей экзотики. Некогда легендарная кузница булатных клинков сейчас пребывает в развалинах, и лишь оставшиеся последние "могикане" (два хозяйства) иногда нарушают величественный покой "орлиного гнезда" с крепостью.

На Кавказе амузгинскую сталь приравнивали к дамасской и удивлялись прочности лезвий их кинжалов и сабель.

В свое время Амузги входил в состав средневекового государства "Зирихгеран", который был известен мастерами разных специальностей. Выходцы из этих поселений до сих пор говорят на схожем диалекте даргинского языка. Но именно амузгинцы отливали и ковали знаменитый булат, из которого изготовляли клинки для кинжалов, шашек и сабель. А кубачинские мастера делали для них рукоятки и ножны, украшали гравировкой, чернью и насечкой.

Непревзойденные по твердости и форме амузгинские клинки, украшенные лучшими в горах кубачинскими злато-кузнецами, превращались в произведения искусства высочайшего класса. Отдельные образцы их кинжалов и сабель можно увидеть в оружейной палате Московского Кремля, в других музеях мира. Посетителям их, как правило, преподносят как "кубачинские изделия", подчеркивая наружную красоту; но для знатоков и специалистов холодного оружия важна прочность стальных клинков, выкованных не менее искусными амузгинцами.

Считается, что обладателями амузгинских клинков были такие исторические личности, как Чингисхан, Тамерлан, Надыр-шах, Наполеон, Александр I и имам Шамиль со своими мюридами.

Сейчас утеряны секреты мастерства изготовителей "дамасской" стали: как проводить плавку, каким должен быть состав сплава, при каких температурном, воздушном, временном режимах получается лучшая закалка металла и самое главное – как выковать монолитный клинок из множества тонких стальных листов?

Если верить легенде, сталь калилась на ветру, постоянно дующем над "треугольным селом" ("Амузги" – "треугольник" в переводе), тайна ковки заключается в искусстве удара молотобойца, в чувствительности кончиков пальцев, приученных ощущать наличие в стали трещин и непровара.

Сорт амузгинской стали исследователи называют "дамаск". Известно, что дамасский булат получали кузнечной сваркой сплетенных в жгут стальных полос или проволоки с различным содержанием углерода. "Дамаск" амузгинцами ковался так же, как в Сирии и на Западе. Мастера могли изготовить и так называемый букетный Дамаск и звездчатый турецкий. Амузгинский булат обладает всеми качествами лучших стальных клинков Востока и Запада, некоторые из них превосходит по вязкости.

История не сохранила имена первых мастеров, открывших тайну "поющего" металла, но, к счастью, остались отдельные потомки амузгинских кузнецов, достойно продолжающие славные традиции своих отцов и дедов. Славным мастером начала XX века считается Рабадан Магомедов, изготовивший двенадцать сабель с двойным лезвием, именующихся "зульфикар".

Рядом со своим родным аулом в ширинском ущелье поселились братья Рабадановы Али и Нугай. Изготовленные ими добротные кинжалы пользуются хорошим спросом, и по мастерству отделки их изделия соперничают с кубачинскими.

Лучше всех секретами амузгинской стали овладел известный мастер из Каспийска Гаджи Кур-банкадиев. Сын амузгинского кузнеца Курбанкади и внук известного деда – Куцци-Хаджи, он пять лет учился их мастерству. Министерство экономики РД с помощью Института физики ДНЦ РАН и АО "Завод им. МТаджиева" провели исследование выкованных Г. Курбанкадиевым изделий из стали и пришли к заключению, что технология ковки характерна для амузгинского булата. Клинок его работы легко перерубает металлические гвозди, не оставляя зазубрин на лезвии. Его лицензированные кинжалы и сабли с клеймом деда Куцци-Хаджи пользуются большим спросом и на внешнем рынке. Древнее искусство амузгинцев пробьет себе дорогу именно благодаря таким трудолюбивым потомкам славного горного аула.

У горцев есть поговорка: "Чтобы создать совершенное изделие, надо положить на наковальню кусочек металла, душу творца и терпение кузнеца".

22.04.2005

Дагестан (Махачкала)

Источник: http://www.narodru.ru/

Камень счастья - не факт что именно в этом селении. Просто рыскаю в поисках слияния двух религий - ислама и зооастризма, вот кое-что нарыла: если бросить камушек и он скатится, можно загадывать желание и смело ждать пока оно сбудется (прим. М.Кирилловой)

0