Селенье КУБАЧИ
Художественная металлообработка
Кубачи
Первенство в этом виде народных промыслов искусствоведы отдают кубачинским мастерам. Это и справедливо, ибо нет в Дагестане такого села как Кубачи, где в течение почти двух тысячелетий сохранялось уникальное искусство художественной обработки металла. Даже само название "Кубачи", данное аулу в XIV веке турками, означает – "бронники", так же как и более раннее (VI в.н.э.) – "Зирихгеран", что по-персидски означало – "кольчугоделатели". Более тысячи лет назад по Северному Кавказу путешествовал арабский историк Аль-Масуди. Вернувшись в Аравию, он написал книгу "Луга золота и рудники драгоценных камней". В ней он рассказывает: "За Гумиком, по направлению к Сериру, находится государство под названием Зирихгеран – в переводе означающее "кольчужные мастера", так как многие из жителей этого государства – мастера кольчуг, стремян, удил, мечей и других железных вещей..." Слава о кубачинских мастерах прошла по многим странам. "Все, даже самые дикие народы Кавказа относятся к этому племени с особым уважением... так как ни Персия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия везде находят спрос и дорогую оценку", – писал в XVIII веке о кубачинцах путешественник Якоб Рейнеггс. Их изделия были выставлены в лучших музеях России, Лондона, Парижа, Вашингтона, получали высшие награды на международных выставках.
Русские и европейские ученые и путешественники считают, что истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. Еще в VI-VII веках здесь производились кольчуги, шлемы, кинжалы, мечи, разнообразная медная и бронзовая посуда, серебряные украшения. В XII-XIV веках высокого уровня достигло производство литых бронзовых котлов, они даже использовались в качестве денежного эквивалента.
Кубачинский ("албанский") котел имеет полусферическую форму с тремя короткими ножками, двумя-четырьмя боковыми ручками, за которые он подвешивается очаговыми цепями над костром. Сверху котел герметично закрывается медно-чеканной конусообразной крышкой. Скульптурные детали котлов подтверждают преемственность бронзовой культовой пластики Нагорного и Северного Дагестана. Котлы более позднего типа утратили изобразительные сюжеты, когда стали массовым товаром более практичного назначения. Эти котлы сегодня можно увидеть во всех традиционных "домашних музеях" кубачинцев. Они чаще используются для хранения сыпучих пищевых продуктов и как традиционная утварь, передаваемая наследникам. Методом литья изготавливались в начале XIX века светильники необычной формы. В народе их называют "шайтан чираг" – по фамилии одного кубачинского рода Шайтановых, который первым начал отливать такие светильники. Небольшой сосуд внешне похож на узконосую женскую туфельку с ручкой, на четырех низеньких ножках. На носике классической лампы обязательно сидит "птичка" – символ света и мирного очага у горцев. Такой светильник использовался как фонарик при передвижении ночью, освещения камина и совершения особых ритуалов. Нередко поверхность лампы покрывалась орнаментом.
Только в Кубачах и поныне можно увидеть традиционное шествие женщины к роднику в полном наряде: поверху белоснежный вышитый платок (кIаз), за спиной большой водоносный сосуд ("мучIал"), в левой руке – сосуд малого размера – своеобразный противовес, на ногах шерстяные носки ("джурабы"). "МучIалы" чеканятся из красной листовой меди, латуни и только для внутреннего рынка; они имеют совершенно необычную форму: напоминают фигуру человека в общих пропорциях. В своих домашних музеях кубачинцы хранят и другие бытовые, ритуальные медно-чеканные и медно-литые изделия: "иранские" сосуды, "нукнусы" ("ведерки"), кувшины разных форм, подносы, самовары и раритетные керамические тарелки, приобретенные кубачинскими антикварами в разных странах мира. Несмотря на все потрясения XX века, кубачинские златокузнецы сохранили свои искусство и культуру до наших дней.
Государственная поддержка художественных промыслов в 70-х годах обеспечивала гарантированный заработок для более 800 рабочих кубачинского комбината. Разнообразной продукции из серебра и золота в месяц выпускалось до одной тонны. Из драгоценных металлов производились вазы, кофейные, чайные, коньячные, винные сервизы, бактерицидные кувшинчики для воды, наборы стаканчиков, ложек, фужеры, пиалы, сахарницы, подсвечники, кинжалы, сабли, браслеты, перстни, кольца, серьги, колье, цепочки и другие сувенирные изделия. Лучшие кубачинские мастера владеют обычно несколькими художественными и техническими приемами: гравировкой, насечкой по металлу, филигранью, монтировкой, чернением, эмалированием. Но наиболее ценится искусство мастера-гравера.
Признанные граверы братья Бахмуд и Абдулла Тубчиевы, Саид Магомедов, Абдулжалил Ибрагимов, Алихан Ахмедов; мастера золотой насечки Шапи Хартумов, Шабан Алиев; орнаменталист Гаджи Кишев; 21 мастеру присвоено звание заслуженного деятеля прикладного искусства Дагестана, 3 – заслуженного художника России. В 1971 году Р.Алиханову, Г-Б. Магомедову, А.Абдурахманову, Г.Кишеву и Г.Чабкаеву присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е.Репина. Народным художником Дагестана и заслуженным художником Грузии стала женщина Манаба Магомедова. Достойно продолжают славу старших поколений и современные мастера Г.Какагасанов, С.Акаев, И.Машиннаев, Р.Маммагаджиев, А.Куртаев, М.Каммагаджиев и многие другие.
Художественная обработка металла, многообразие технических приемов при создании изящных изделий, законы построения орнаментальной композиции в ауле Кубачи усваиваются с детства в каждом доме и по специальной программе в школе. В кубачинском орнаменте представлено более 25 основных элементов ("бутонов"), есть среди них и заимствованные из орнаментального искусства Ирана, Турции, России, народов Кавказа. Но в основе – элементы местного творчества. Из них, как из букв, составляется простая композиция ("слово"), далее из "слов" складывается сложная симметричная композиция, образ ("предложение") и, наконец, "предложения" свиваются в единый "венок", который в зависимости от мастерства автора становится очень часто настоящим произведением искусства. Мастера владеют различными видами технической обработки металла: плавка, литье, прокатка (вальцовка), волочение, штамповка, пайка, опиливание, монтировка, отбеливание серебра, оксидирование, гальваностегия. К приемам художественной обработки металла относятся и выпиливание, гравирование, нанесение черни, шабрение, филигрань, наложение эмали, насечка (инкрустация), полировка и многое другое. Учитывая сложность всех последовательных операций, нередко применяется разделение труда, мастера поручают выполнение промежуточных стадий членам семьи.
Перед гравировкой по металлу эскиз наносится на бумагу, после чего переносят на натуру. В зависимости от формы и назначения изделия выбирается орнамент. Ювелирное произведение рождается под резцом гравера. Ручной труд требует виртуозного владения штихелем (резцом), выдержки и сосредоточенности. Опытный мастер не обращается к эскизам, композиция в его голове рождается сама. Он берет резец и первым же движением наносит штрих, который не подлежит переправке. Выдающимися мастерами-граверами стали Расул Алиханов (1922-2002 гг.) и Гаджи-Бахмуд Магомедов (1923 г.). Их работы уникальны. Расулу было только 10 лет, когда он, работая под руководством отца, Алихана, выгравировал украшения для Кавказского поясного ремня, а серебряный кувшин и рюмка его работы получили высокую оценку на выставке детского творчества в Нью-Йорке. Он, как губка, впитывал все лучшее, что было создано в прошлом народными мастерами. Чтобы овладеть секретами орнаментов, он копировал их с древних надмогильных стел, старинных каменных вставок и металлических изделий. Так он собрал коллекцию творчества многих поколений кубачинцев и издал альбом. Впоследствии этот альбом приобретен научно-исследовательским институтом Москвы. Лучшие образцы, вошедшие в альбом, и теперь широко используются кубачинцами.
Гаджи-Бахмуд Магомедов – молчаливый и скромный художник. Его работы считаются образцами искусства златокузнецов. Он сам готовит эскизы, в совершенстве владеет монтировкой, гравировкой, чеканкой, резьбой по кости. Автор создает изящные арабески, его композиции поразительно продуманы. Специалист глубокой и ажурной гравировки тонко улавливает гармонию формы, фактуры и рисунка изделия.
Творческий характер труда дает возможность мастеру импровизировать, иметь "свой почерк", поэтому произведения народного искусства всегда самобытны и неповторимы. Художественная обработка серебра, других цветных металлов – в крови у каждого кубачинца; это искусство прививается с детства, изучается в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования – школе искусств им Р. Алиханова, практически реализуется в работе художественного комбината. В республиканской целевой программе развития художественных народных промыслов на период до 2010 года ГУП "Кубачинский художественный комбинат включен в государственный свод особо ценных объектов культурного национального достояния нашей республики. Появилась дополнительная надежда, что традиционное искусство златокузнецов будет и дальше развиваться, радуя людей.
Харбук
Широко известный аул оружейников – изготовителей кинжалов, сабель, ножей, пистолетов, ружей – расположен к западу от райцентра. В IX-XIII веках Харбук был главным поселением средневекового государственного образования Шандан ("шантан" по-даргински – сталь). В XIV-XV веках харбукцы научились плавить железо, позже – получать из него сталь. Руду они добывали в 6 км от аула, где живут дейбукцы. До сих пор здесь сохранился "мегьла гIями" ("железный рудничок"). Смесь сидерита, известняка и древесного угля слоями загружалась в вырытый горн, туда двумя кузнечными мехами через глиняные трубы подавался воздух, и после соответствующей термической обработки получали железо.
На базе местной металлургии стала развиваться металлообработка. Особенно много производилось кинжалов, так как именно это оружие пользовалось большим спросом на внутреннем рынке. По обычаю каждый горец являлся обладателем двух кинжалов: один для повседневной носки, без украшения, другой с украшением – праздничный. Рядом с кинжалом находился и нож. Возможно, часть оружия, в основном готовые клинки кинжалов, вывозилась для украшения к кубачинским мастерам, между ними установились тесные торговые отношения. И сейчас сохранилась старинная дорога-тропа, связывающая Харбук и Кубачи, проходящая через аул Шулерчи.
Таким образом, харбукцышанданцы, как и кубачинцы-зирихгеранцы, еще в средневековье стали мастерами металлообработки высочайшего класса, превратив свои поселения в известные центры ремесленного производства. Харбукские кузнецы хорошо владели ковкой, знали секреты кузнечной сварки. Наряду с холодным оружием на внутренний рынок мастера поставляли домашнюю железную утварь и сельхозинвентарь; среди жителей Харбука были и ювелиры, которые, не выдержав конкуренцию с кубачинцами, стали специализироваться на производстве изделий из железа. Так, например, в последнем списке жителей с. Харбук Уркарахского наибства Кайтаго-Табасаранского округа от 30 июня 1886 года указано, что из 404 хозяйств, в 142 – главы семейств занимаются кузнечным ремеслом, 17 – ювелиры, 23 – оружейники, 29 – слесари. Харбукцы так же, как и кубачинцы, с детства приобщались к ремеслу кустаря, овладевая несколькими специальностями по металлообработке.
В XIX веке Харбук становится центром производства огнестрельного оружия в Дагестане. Наиболее известными оружейниками здесь считают род Алимаховых, Шахбановых, почитаются мастера Базалай Ибрагим, Рабаданов Хужяйдар-Магомед, Какба-Рабаданов Муртазали. Кремневые ружья Алимаха (1836-1926 гг.) считались образцовым оружием. По форме, отделке кремневые пистолеты ХГХ – начала XX веков ставятся в один ряд с произведениями искусства. Харбукские ювелиры делились на три группы: отделочники ружья, изготовители женских украшений и бытовых изделий. Мастера-ювелиры наносили орнаментальный узор, отличающийся от кубачинского, были и специалисты золотой насечки по железу, они первыми начали покрывать алюминий чернью. В Харбуке в 1924 году создается первая промартель, а в 1967 году – комбинат художественных изделий. Легальное производство оружия запрещалось советской властью, поэтому харбукцы специализировались на выпуске мотыг, кос, серпов, хозяйственных печей, других железно-жестяных изделий.
К концу90-х годов Харбукский комбинат художественных изделий закрылся из-за отсутствия финансирования в результате экономических реформ. Начался опокмолодежи в города. Однако мастеровые люди в селении остались и их творческий потенциал, возможно, будет затребован в будущем.
Амузги
Труднодоступный аул мастеров по металлу, известный на Востоке с XIX века, сейчас привлекает горных туристов, фотохудожников, археологов и любителей экзотики. Некогда легендарная кузница булатных клинков сейчас пребывает в развалинах, и лишь оставшиеся последние "могикане" (два хозяйства) иногда нарушают величественный покой "орлиного гнезда" с крепостью.
На Кавказе амузгинскую сталь приравнивали к дамасской и удивлялись прочности лезвий их кинжалов и сабель.
В свое время Амузги входил в состав средневекового государства "Зирихгеран", который был известен мастерами разных специальностей. Выходцы из этих поселений до сих пор говорят на схожем диалекте даргинского языка. Но именно амузгинцы отливали и ковали знаменитый булат, из которого изготовляли клинки для кинжалов, шашек и сабель. А кубачинские мастера делали для них рукоятки и ножны, украшали гравировкой, чернью и насечкой.
Непревзойденные по твердости и форме амузгинские клинки, украшенные лучшими в горах кубачинскими злато-кузнецами, превращались в произведения искусства высочайшего класса. Отдельные образцы их кинжалов и сабель можно увидеть в оружейной палате Московского Кремля, в других музеях мира. Посетителям их, как правило, преподносят как "кубачинские изделия", подчеркивая наружную красоту; но для знатоков и специалистов холодного оружия важна прочность стальных клинков, выкованных не менее искусными амузгинцами.
Считается, что обладателями амузгинских клинков были такие исторические личности, как Чингисхан, Тамерлан, Надыр-шах, Наполеон, Александр I и имам Шамиль со своими мюридами.
Сейчас утеряны секреты мастерства изготовителей "дамасской" стали: как проводить плавку, каким должен быть состав сплава, при каких температурном, воздушном, временном режимах получается лучшая закалка металла и самое главное – как выковать монолитный клинок из множества тонких стальных листов?
Если верить легенде, сталь калилась на ветру, постоянно дующем над "треугольным селом" ("Амузги" – "треугольник" в переводе), тайна ковки заключается в искусстве удара молотобойца, в чувствительности кончиков пальцев, приученных ощущать наличие в стали трещин и непровара.
Сорт амузгинской стали исследователи называют "дамаск". Известно, что дамасский булат получали кузнечной сваркой сплетенных в жгут стальных полос или проволоки с различным содержанием углерода. "Дамаск" амузгинцами ковался так же, как в Сирии и на Западе. Мастера могли изготовить и так называемый букетный Дамаск и звездчатый турецкий. Амузгинский булат обладает всеми качествами лучших стальных клинков Востока и Запада, некоторые из них превосходит по вязкости.
История не сохранила имена первых мастеров, открывших тайну "поющего" металла, но, к счастью, остались отдельные потомки амузгинских кузнецов, достойно продолжающие славные традиции своих отцов и дедов. Славным мастером начала XX века считается Рабадан Магомедов, изготовивший двенадцать сабель с двойным лезвием, именующихся "зульфикар".
Рядом со своим родным аулом в ширинском ущелье поселились братья Рабадановы Али и Нугай. Изготовленные ими добротные кинжалы пользуются хорошим спросом, и по мастерству отделки их изделия соперничают с кубачинскими.
Лучше всех секретами амузгинской стали овладел известный мастер из Каспийска Гаджи Кур-банкадиев. Сын амузгинского кузнеца Курбанкади и внук известного деда – Куцци-Хаджи, он пять лет учился их мастерству. Министерство экономики РД с помощью Института физики ДНЦ РАН и АО "Завод им. МТаджиева" провели исследование выкованных Г. Курбанкадиевым изделий из стали и пришли к заключению, что технология ковки характерна для амузгинского булата. Клинок его работы легко перерубает металлические гвозди, не оставляя зазубрин на лезвии. Его лицензированные кинжалы и сабли с клеймом деда Куцци-Хаджи пользуются большим спросом и на внешнем рынке. Древнее искусство амузгинцев пробьет себе дорогу именно благодаря таким трудолюбивым потомкам славного горного аула.
У горцев есть поговорка: "Чтобы создать совершенное изделие, надо положить на наковальню кусочек металла, душу творца и терпение кузнеца".
22.04.2005
Дагестан (Махачкала)
Источник: http://www.narodru.ru/
Камень счастья - не факт что именно в этом селении. Просто рыскаю в поисках слияния двух религий - ислама и зооастризма, вот кое-что нарыла: если бросить камушек и он скатится, можно загадывать желание и смело ждать пока оно сбудется (прим. М.Кирилловой)