Итак, долгожданные аккорды знакомой музыки, несколько пробежавших титров, и зритель невольно врывается в большой по масштабам мегаполис. Не знаю кому как, а мне показалось, что стремительность не нашего размеренного существования, выталкивает зрителя, как неоперившегося птенца, под колеса идущей вперед цивилизации. Огни рекламы и всяческие шумовые эффекты всех измерений явно касаются в большей степени главного героя.
Он путешествует в этой стремительности, как по касательным галактик, успевая и не успевая всюду. Не вовремя доставленная пицца лишает его заработка, и ему нечем платить за фокусы всамделишной жизни; получает за шикарный снимок гонорар, и его тут же выхватывает владелец коморки, которую Питер снимает. И подобное действо происходит на каждом шагу, не давая зрителю остаться равнодушным к судьбе героя.
Увы, даже паучье чутье и липкая паутинная хватка не спасают от передряг. Захватывающим в картине является абсолютное большинство кадров: это и мощные спецэффекты - орудие прогресса, и сентиментально-романтический настрой юных героев, и межличностные отношения «дружба-любовь-предательство», где друзья Гарри и Питер вынуждены сделать каждый свой выбор; необходимо отметить присутствие сцен, слегка волнующей эротики на фоне разъяренного монстра, и всю губительную, но такую сладостную паутину цивилизации, цепляющей на своем пути все, что там попалось, без разбора.
И лишь чрезвычайные обстоятельства, а их по ходу картины достаточно, приоткрывают истинное лицо героя – мальчишки совсем… впрочем, здесь необходимо пройтись более глубоким декольте, обнажить подноготную общества, дабы понять, - не все еще в людях зачерствело и остыло. Помните мчащийся в бездну экспресс? Казалось бы, не хватит сил… не остановить… не предотвратить трагедии… а в салоне грудные детки, прижимающиеся к своим матерям, страх в глазах пассажиров перед неминуемой гибелью…
О, каким сладостно-долгожданным был этот миг! Разодранный, некогда блистательный по своему дизайну и исполнению костюм, сама собой разумеющаяся кровь и ее подтеки, и бережные руки людей, осторожно принимающие героя сегодняшнего времени. И это утешительно- доверительное: «не бойся, мы никому не скажем», когда Паук понимает, что он беззащитен в этот момент, так как лишен главного козыря – маски на лице. Несомненно, этот эпизод самый выдающийся во всей картине, он дает наиболее полное представление о современном мире и его временной окрашенности. Добро опять победило. Сказка воплощена в реальность, так что же дальше?
Герой ищет выхода. Истинное «Я» борется с благополучным, в общем то, геройским имиджем. Затрагиваются нежные чувства – Мэри Джей. Ее образ Питер хранит в памяти с самой первой встречи, когда только увидел ее. Но Питер постоянно вынужден был уступать своим чувствам в силу обстоятельств: то ценя дружбу и расположение Гарри и своей возлюбленной, то останавливая себя в пользу торжества добра на Земле…
Итак, монстр, восседающий как на троне из щупалец своего научного детища, является почти властелином Вселенной. Энергия мировых масштабов заключена была в этом неподдающемся описаниям макромире, имеющем своей целью переворот всех и вся. Пожалуй, заставить кого-то и управлять кем-то или чем-то так же непросто, как и не промахнуться в расчетах и не оставить себе шанса для отступлений. Умные головы чудовища прогресса пищат так убедительно, так резво управляют умом породившего их ученого, что падающие акции на биржах и все увеличивающаяся озоновая дыра просто детский лепет по сравнению с этим. Кто помнит популярный в свое время одноименный «мультик», а именно «Человек-паук», тот может живо сравнить зеленые динозавро-ящеровидные хвосты и головы, которыми герои мультфильма наделяются в процессе мутаций, с новыми технологиями из удобного металла. Так вот, фильм ушел вперед с более лояльным по силе воздействия на подсознание представленными металлоконструкциями.
По сути, перед нами передовой человек нашего времени, защищенный от помех внешнего мира достаточно хорошо, и помимо своих четырех голов имеет уникальную голову доктора Октавиуса. Но как оказалось, не все так плохо. Ученый не полностью подвластен ухищрениям своих легендарных «железных мозгов», и все ужасное еще можно остановить. Впрочем, это зритель и наблюдает – опять же, налицо жертва своей жизнью ради торжества добра. А может быть, добро восторжествовало благодаря мощи такой стихии, как вода, способной поглотить абсолютно все?
В заключении хотелось бы остановиться на том, что фильм способен вызвать катарсис. В нем великолепно исполнены все проявления чувств и желаний. Будь то геройство ради единственного гонорара и кратковременной славы, или элементарное чувство раскаяния, когда Питер объясняется с тетушкой Мэй по поводу гибели своего дяди Бэна.
Питер Паркер остается неизменным Героем Нашего Времени, явным примером для подражания среди детворы и не только. Все ж таки, создатели фильма постарались затронуть все струнки наших переживаний, усилив воздействие на зрителей спецэффектами, приправив изысканное блюдо истинными чувствами своих героев. Ключевая фраза из уст Октавиуса при первом знакомстве с Питером: «умный, но ленивый», всплывает в его сознании вовремя. В разгар смертельной схватки со всем человечеством и прогрессом. Именно краткая вспышка сознания помогла Октавиусу противостоять своему искусственному интеллекту, что само собой наводит на размышления: не увлекайтесь чрезмерно передовыми технологиями, и у вас все получится...