Превью:

Давным-давно некий буддийский монах вышел в сад после грозы. И обнаружил обломанную ветром ветку сакуры. Он её поднял, принёс в дом и поставил в токаному - специальную нишу, в которую вешаются изречения всевозможных учителей. И так ему понравилась эта ветка, что он не смог отвести от неё взгляд. Монах стал медитировать на неё и в процессе медитации понял, что это и есть символ человеческой жизни - цветущая ветвь, сорванная ветром и снова продолжающая свою жизнь. Он почувствовал в этом некий символ Японии: некая культура, оторванная от своих природных корней, но возродившаяся и продолжающая жизнь в новом качестве.

Модные веяния согэцу

Изучая икебану, мы можем приобщить к прекрасному, избавиться от стрессов и плохого настроения, развить свои способности к концентсярации и сосредоточению внимания, увидите и почувствуете окружающий мир в ином свете

Более пятисот лет назад, когда только начали появляться первые "ростки" икебаны, занимались ею исключительно японские мужчины - воины. Перед боем они таким образом достигали душевного равновесия и настраивали себя на будущие победы. Однако право первооткрывателей, говорят, принадлежит монахам.
иУглубившись в историю, мы узнаем, что икебана возникла около 600 лет назад как часть чайной церемонии. И что сама по себе чайная церемония - это часть буддийского ритуала. Немаловажно знать, что для древних японцев и китайцев чайная церемония была не чисто бытовым процессом, как для нас, а настоящим ритуалом. В ритуал всегда закладывается определенный смысл. Так вот, изначально искусство чайной церемонии и икебана тоже несло смысл - а именно сосредоточение, медитация, общение на каком-то более возвышенном уровне.

Ранние цветочные композиции предназначались для подношения храмовым изображениям Будды. Они создавались из цветов и листьев лотоса, священного растения в буддизме. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Со временем стали использовать и другие растения при обязательном сохранении трех основных элементов, символизировавших Небо, Человека и Землю. Постепенно цветочные композиции стали использоваться для оформления интерьеров в связи с разными событиями и торжествами.

В икебане ценится не только красота цветов, в ней придается такое же большое значение листьям, веткам, травам. Несмотря на огромное разнообразие растительного материала, который можно использовать в аранжировке, композиции икебаны отличает сдержанность и лаконизм. Все растения в композиции, не соперничая друг с другом, подчеркивают красоту основного элемента, главной идеи, которые отражают настроение, замысел автора работы.

Для композиции икебаны характерна сезонность, которая подчеркивает постоянно меняющуюся красоту природы. Каждое растение появляется в композиции в "свой сезон", например, весной это цветущие ветки сакуры, персика, глицинии, а осенью в композициях доминируют алые листья клена и хризантемы.

В современной Японии существует пять основных стилей аранжировки:
•Рикка классическая и современная,
•нагэирэ,
•сёка (сейка) класическая и современная,
•морибана
•свободный стиль.

Традиционная икебана - это работа в очень жёстко заданных символических рамках, с четким соблюдением существующих типов композиции и правил работы с тем или иным материалом (там нельзя вводить дополнительные материалы). А в школе Согэцу все эти барьеры разрушены. Растительный материал - да. Но в любой своей ипостаси: бумага - это ведь тоже растительный материал, она сделана из растительных волокон; ткань - это тоже растительный материал, правда? Можно совместить эти растительные материалы с любыми другими материалами, если в этом совмещении есть какой-то смысл, какая-то интрига. Это вот первый момент.

Второй момент, это та часть традиции, которая в школе Согэцу сохранилась, - так называемые  диаграммы стиля - определённое жёстко заданное соотношение длин веток, цветов и углов, под которыми они ставятся4. Таких диаграмм определённое количество, и они имеют достаточно чёткое смысловое значение, которое можно прочитать, как некое философское высказывание. Это связано с соотношением между тремя ключевыми понятиями - небо, земля, человек. Но если, скажем, в школе Икенобо, в этих диаграммах сконцентрирован основной смысл создаваемой икебаны, её философия, то в школе Согэцу больше импрессионизма.

По материалам сайтов икебана  согэцу