КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:«Преемственность языческой и христианской культур
у восточных славян»
2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАСЛЕДСТВО И НАСЛЕДИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 4
2. ДВОЕВЕРИЕ НА РУСИ 7
3. ФОЛЬКЛОР 10
4. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ 13
5. СУЕВЕРИЯ НА РУСИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ВВЕДЕНИЕ
Язычество. Огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с нашей современной жизнью. Порой мы, сами того не за-мечая, оказываемся под влиянием языческих верований: верим в приметы, рассказываем детям сказки, печем блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом считаем себя верующими христианами, ходим в церковь, читаем молитвы.
Об этом же говорит и архиепископ Макарий (Булгаков) автор много-томной «Истории Русской Церкви», он признает, что «многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов». Также академик Виктор Николаевич Лазарев говорил, что: «Византийский вклад лег на мощный пласт языческой культуры».
Так что несправедливо утверждение о том, что настоящие религиоз-ные представления появились у нас только с принятием христианства. Да, и как бы смог обрусеть мощнейший культурный вклад Византии, если бы не имели древние славяне высокого уровня своей собственной культуры. И нельзя говорить, что раньше существовал только мрак варварских куль-тов, о котором в наше время ничего не известно. Но ведь мы же сами знаем кучу забавных и интересных вещей о язычестве: бьем тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться или что-то передавать через порог, часто в новый дом первой впускаем кошку, при всяком удобном случае сыплем пословицами….
Обрядовая сторона многих двунадесятых праздников, трепетное от-ношение к природе, вера в талисманы, обереги, приметы – все это и мно-гое другое свидетельствует о поразительной живучести языческих куль-турных традиций даже сегодня, на пороге третьего тысячелетия. По сути дела мы и сегодня – двоеверцы, и христиане, и язычники в одно и то же время. В самом деле, все двунадесятые христианские праздники, отмечае-мые на святой Руси, – христианские по сути, по обрядовой же стороне многие из них накрепко связаны с языческими традициями: Крещение Господне, Сретение, Масленица, Благовещение, Красная Горка, Троицын день, Покров и др.
Показательно, что на Руси все эти праздники давно уже ассоцииру-ются в народе с тем или иным временем года, явлением природы. Откуда это трепетное отношение к природе, как не от язычества, от его поклоне-ния природным явлениям? А разве не от язычества – многоглавые храмы в Киевской Руси (Киевская София – о 13-ти главах, Десятинная церковь – аж о 25-ти), звериный стиль в архитектуре, растительный рельеф в оформле-нии культовых сооружений, шатровый стиль русской архитектуры более позднего времени? И если все это действительно так, если влияние языче-ства оказалось столь длительным и заметным, то надо определенно при-знать следующее: мощные языческие корни отечественной культуры – это не слабость ее, а показатель силы, самобытности, оригинальности. Не будь этих корней, наверное, не было бы и столь замечательной русской культу-ры, значение которой давно признано всем мировым сообществом.
Таким образом, очевидно, что преемственность язычества и христи-анства – это одна из доминантных черт отечественной культуры. Рассмат-ривая эту органическую связь, мы обращаем внимание на следующее:
· оригинальное лицо отечественной культуры являет собой органический сплав византийской культуры и языческой культуры наших далеких предков;
· высота культуры языческой Руси оказалась столь значительна, что ви-зантийский вклад довольно скоро обрусел;
· время показало, что языческие культурные традиции и обычаи, языче-ское мироощущение не стали принадлежностью лишь дохристианской Руси.
[Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиг-рации (1917-1939): сущность, предпосылки, результаты. М-1999г. с.31-32]
Исходя из вышесказанного, ясно, что доказывать преемственность язычества и христианства – это все равно, что ломиться в открытую дверь. Поэтому просто хочется немного проследить этот интереснейший про-цесс в народной культуре восточных славян. И начать стоит с языческого наследства, доставшегося князю Владимиру и того христианского насле-дия, которое он оставил после себя.
НАСЛЕДСТВО И НАСЛЕДИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Первое упоминание о славянах в греческих, римских, арабских и ви-зантийских источниках относятся к рубежу I тыс. н.э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян. В VI – VIII вв. в условиях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточ-нославянских (поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др.) и неко-торых неславянских племен (весь, меря, мурома, чудь), завершившийся образованием Древнерусского государства – Киевская Русь. Оно прости-ралось с севера на юг от побережья Ледовитого океана до берегов Черного моря, запада на восток – от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандина-вией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древне-русская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью трех братских народов – русского, укра-инского и белорусского.
Как было уже сказано выше, у восточных славян сложился высокий уровень мировосприятия в «дописьменный» период, в эпоху язычества. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных мировоззрений, верований и обрядов на протяжении многих тысячелетий. Термин «язычество» – условный, его используют для обозначения того многообразного круга явлений (анимизм, магия, тотемизм и др.) которые входят в понятие « ранние» формы религии.
Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него. Неизвестный русский автор « Слова об идолах» (XIв.) выделил три основные этапа развития сла-вянского язычества.
На первом они «клали требы упырям и берегиням», т.е. поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями (водными источниками, ле-сом и т.п.). Это дуалистический анимизм глубокой древности, когда люди верили, что божество в образе духа живет в различных предметах и явле-ниях, а животные, растения и даже скалы имеют бессмертную душу.
На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мне-нию Б.А. Рыбакова, Род – древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы – божества благополучия и плодородия.
На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился государст-венный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом грозы. [Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв. М-1997 г. с. 9-10].
Этот этап уже был связан с именем князя Владимира.
В своей статье «Сквозь глубину веков» Б.В. Раушенбах определяет наследство, доставшееся князю Владимиру так: «Он оказался во главе не-прочного объединения славянских племен, стабильность которого требо-вала постоянного применения (или, по крайней мере, угрозы применения) военной силы. Чтобы укрепить это объединение молодой князь принимает два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не остав-лять управление своей державой на многие месяцы или годы. Во-вторых, он постарался, выражаясь сегодняшним языком, идейно объединить союз-ные славянские племена с помощью общей для всех религии». [Раушенбах Б.В. Сквозь глубину веков. М-1988 г.]
Однако мы знаем, что все случилось не быстро и не просто. Это бы-ла многолетняя борьба двух равноценных идеологии. Борьба эта сопрово-ждалась и насилием, и гонениями на язычников. Достаточно вспомнить методы Владимира: уничтожение языческих капищ, насильственное кре-щение и т.п. Конечно, это было жестоко по отношению к народу, которому толком не объяснили, что от него хотят. Почему люди в одночасье должны были менять свой уклад жизни ради непонятного и неизведанного? Это сейчас, спустя тысячелетие мы понимаем, что принятие христианства было важнейшим событием в нашей истории, политический и духовный скачок в развитии восточных славян.
Конечно, переход к христианству не был резок. Эту проблему Вла-димир поначалу пытался решить путем «уравнивания в правах» всех ос-новных племенных богов, а значит, и влиятельных жреческих групп. Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов. Возглавлял эту группу ве-ликокняжеский бог Перун. Так пантеон имел общеславянский, объедини-тельный характер.
Как и при всяком кардинальном преобразовании, новое, прогрессив-ное, наталкивалось на сопротивление старого, отжившего. В таких услови-ях процесс христианизации протекал постепенно и по оценке Б.В. Раушен-баха занял 100 лет. Может быть я не права, но, думаю, что это не совсем точно, процесс шел гораздо дольше. Тем более, учитывая территориальные размеры Руси. Ведь в дальние уголки весть о принятии христианства при-шла намного позже. И тем более, если сравнивать, как это делает Б.В. Раушенбах, с крестившимися почти одновременно с Русью Швецией и Норвегией, которым потребовалось 250 и 150 лет соответственно, ведь их территория гораздо меньше и выше плотность населения. Поэтому, думаю, что и здесь есть неточность. Вообще такой процесс невозможно просле-дить в четких временных рамках.
Тем более что сам князь Владимир сохранил, например, княжеские пиры, которые знало и язычество. Правда, придал им новое содержание. На них между представителями дружины и племенной знати обсуждалась «текущая политика», и это служило сплочению классов. [Б.В. Раушенбах. Сквозь глубину веков. М-1988г.]
Так что получилось, что и сам князь, возможно, сам того не подозре-вая, не слишком спешил избавиться от язычества. Вот и повелось на Руси все крепче и крепче затягивать узел из языческого наследства, доставшего-ся князю Владимиру из глубины веков, и христианского наследия, остав-ленного нам самим князем.
ДВОЕВЕРИЕ НА РУСИ
Чтобы понять насколько глубоко проникло язычество и в христиан-ский мир, нужно непременно обратиться к истории средневекового Новго-рода. Во-первых, потому, что Новгород, хотя и не был типичным русским городом и стоял немного особняком, представлял собой пример высоко-развитого центра. А, во-вторых, потому что в связи с удачными раскопка-ми на его территории, мы получили из самой древности вполне достовер-ную информацию о жизни славян, это один из самых больших историче-ских источников древней Руси.
В статье Б.А. Рыбакова «Культура средневекового Новгорода» рас-сматриваются результаты этой археологической экспедиции под руково-дством А.В. Арцеховского. Эти раскопки явились важнейшим событием в науке. Ведь мощный культурный пласт земли содержит отложения сотен лет. В слоях с X-XVI в. хорошо сохранились дерево, ткань, кость, береста. Все это является бесценным историческим материалом.
Таким образом, – пишет Б.А. Рыбаков, – едва ли не единственный в своем роде источник знаний о жизни древней Руси. Раскопки в Новгороде позволили проникнуть в таинственную и загадочную область языческих представлений.
Например, было установлено, что в самом начале строительства го-рода, где Волхов вытекает из озера Ильмень, существовало языческое свя-тилище древнеславянских богов Перуна и Велеса, которым поклонялись русские воины-язычники. На месте храма Велеса стоит архитектурно еще не изученная церковь св.Власия, а в урочище Перыни располагалось под открытым небом особое святилище, круглое в плане, с жертвенным местом и идолом в центре. В обособленных углублениях пылал вокруг него восемь костров. Адам Олеарий, который побывал в Новгороде в 1635г., описывает предания о вечном огне из дубовых дров вокруг идола Перуна.
Легендарное русское сказание XVII в. о начале Новгорода указывает, что в Перыни был погребен древний ящер (крокодил) божество реки Вол-хов. Вообще, верования в предания о драконе подтверждается множеством изображений дракона-ящера на вещах: рукояти деревянных ковшей, спин-ки кресел, иногда драконьи морды свешивались с крыш, весла судов оформлялись головами ящеров. Такое почитание прослеживалось в рус-ском и белорусском фольклоре вплоть до рубежа XIX-XX вв.
А ведь в этот период христианство уже давно стало укладом жизни русского народа, его духовной опорой. Таким образом, наряду с Оптиной Пустынью спокойно существовали обряды, игры связанные с языческим ящером. Другое дело, что ящер есть и в христианской традиции, только в этом толковании змей – знак дьявольской хитрости, искушения, греха. А в языческом представлении – божество. И такие представления уживались в одну эпоху, не мешая друг другу.
С домашним культом связаны маленькие деревянные фигурки боро-датых людей. В них можно рассмотреть изображения домовых, предков или праотцов. Фигуры домовых чаще встречались в слоях X-XI вв., одна-ко, есть и в слоях XII-XIIIвв.
Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, языческой эпохи завершались голо-вой человека. С введением христианства на их месте появились головы ор-лов, уток, собак, лосей. На рубеже XII-XIII вв. происходит окончательное изменение формы: жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометри-ческой нарезкой.
А в XVI в., одновременно с сектой стрегольников, вновь появляются бородатые человеческие головы. Кроме того, тогда же, когда обострились определенно отрицательные настроения народа к феодальной церкви, на-блюдаются проявления антиклерикальных воззрений и даже возврат к языческим представлениям. Например, страницы церковных книг город-ские художники стали украшать инициалами, которые не связывались с текстом, образы повседневного быта: Глашатай с трубой, охотник с соба-кой, горожанин, греющий руки над огнем…. резчик по дереву Яков Федо-тов в 1339г. изготовил огромный крест с надписью секты стригольников с драконьими головками в орнаменте. Одновременно вновь появляются ста-рые символы плодородия – ромбы с усиками. [Б.А. Рыбаков. Культура средневекового Новгорода. М-1988г, с. 351-352, 357, 359]
О том, что хотя все более и более отходят в прошлое языческие ве-рования и обычаи, тем не менее, все-таки они существуют на Руси в XIII-XIV вв., пишет и Д.С.Лихачев в своей книге «Культура Руси времен Анд-рея Рублева и Епифания Премудрого». Так, например, он пишет, что: « еще в 1274г. церковным собором во Владимире отмечались игрища, на ко-торых по субботам и воскресеньям собирались новгородцы, « ристали и ржали, как ковш, и делали скверну». Еще в к.XIIIв. в Новгороде существо-вал языческий обычай водить невест к воде. Еще в первой половине XIV в. при сливании кваса окружающие поднимали страшный шум, призывая и величая языческих богов (в том числе и кваса), и били в бочки. Но уже под1358г. в новгородской летописи отмечалось, что новгородцы «того же лета целоваша (т.е. клялись) бочек не бити».[ Д.С.Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М-Л-1962г]
А русская деревня еще долго-долго была языческой. В материалах сельских курганов этого времени очень мало предметов, связанных с хри-стианством. Зато многочисленны украшения, обусловленные языческой символикой. Особый интерес представляют привеси-амулеты. Они связа-ны с заклинательной магией. Привески в виде стилизованных птиц и жи-вотных и животных, очевидно, связанны были с их животными свойства-ми. Изображение зубов, когтей хищников служили для ограждения от зла. Амулеты-гребни являлись оберегами от болезней и нередко носились на груди вместе с освященным крестиком.
В оформлении оружия и воинских доспехов многие орнаментальные композиции сложились на почве политеистической мифологии. [Крянев Ю.В., Павлов Т.П. Двоеверие на Руси. М-1988г, с.365]
ФОЛЬКЛОР
Подлинным духовным богатством Древней Руси было устное народ-ное творчество во всем многообразии его проявлений: песни на бытовые, обрядовые и исторические темы, пословицы и поговорки, сказки и были-ны.
Жаль, что многое из всего этого богатства русской фантазии не со-хранилось не только потому, что записывать его стали очень поздно: пер-вый сборник былин издали лишь в XVIII в., когда многое уже было утеря-но. Роковую роль сыграло и неприязненное отношение к фольклору со стороны Русской Православной Церкви, которая стремилась искоренить остатки язычества всеми доступными ей средствами. [Крянев Ю.В., Пав-лов Т.П.Двоеверие на Руси. М-1988г. с.366]
И, тем не менее, вопреки всему это не ушло от нас бесследно. «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует исто-рии»–пишет М.Горький.
Значительное место в фольклорном творчестве Руси занимали пред-ставления о природе, жизни и смерти, культовые обряды. Все обряды со-провождались специально к тому приуроченными песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями.
Особенно широко были распространены, конечно, песни. Люди пели всегда за работой и на праздниках, на тризнах и пирах, плачи–входили в похоронные обряды. В заговорах и заклинаниях видели средство воздейст-вия на внешний мир. В них обращались к силам природы, к духам, кото-рые способствовали выздоровлению, урожаю, удачной охоте.
А сказки! Змей-Горыныч, Баба-Яга, Кощей, Леший.… Все они при-шли к нам из глубины веков. Во всех сказках идет вечная борьба добра и зла. И добро, конечно, побеждает. Это извечное стремление людей силой слова, заговора повлиять на стихийные враждебные силы. А разве христи-анскую молитву нельзя назвать в какой-то степени заклинанием? Пускай, это немного грубовато прозвучало, но ведь у молитвы тот же характер: просьбы о помощи, защите.
А еще в сказках выражена мечта о хорошей, счастливой жизни. От-сюда и ковер-самолет, и сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, дворцы, вырастающие за одну ночь…
Знает и любит Русь до сих пор пословицы и поговорки, загадки. Они вплетены в письменные источники. В одних случаях это своеобразные примечания для описываемых исторических событий, в других–изречения исторических лиц.
«Погибаша аки обри», рассказывает «Повесть Временных Лет» о ги-бели племени обров, воевавших со славянами.
Выражение «беда аки в Родне» напоминало о голоде в городе, осаж-денном Владимиром.
«Мир стоит до рати, а рать до миру», «мертвые бо сраму не имуть», «един камень много горньцев (горшков) избивае», «аще ся волк овця вва-дит, то выносит все стадо, аще не убиют его», «безумных ни орют, ни се-ют, сами ся рожают»– все эти пословицы возникли именно на Древней Ру-си.
Отзвуком бытовой поговорки веет от изречения князя Владимира Святославича: «Руси есть веселья пити, не можем бес того быти».
Народные загадки использовались и летописцами. Новгородская первая летопись под 1016г. рассказывает о борьбе двух сыновей Владими-ра–Ярослава и Святополка. Однажды Ярослав направил в лагерь против-ника разведчика, который должен был встретиться со сторонником Яро-слава и спросить его: «…что ты тому (т.е. Ярославу) велиши творити? Ме-ду мало варено, а дружины много». На что посланец получил ответ: « да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярослав понял, что в ночь нужно идти в бой. [Муравьев А.В. Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры. М-1984, с. 21] Таким образом, это даже не просто за-гадка, а, на мой взгляд, первые формы военного пароля.
Среди памятников устного народного творчества особое место зани-мают былины, в народе «старинки». Былинный эпос возник в период раз-вития феодальных отношений, когда к тому же усилилась борьба между язычеством и христианством.
Это былины о борьбе Добрыни со змеем, о Добрыне-свате, об Алеше Поповиче и Тугарине, о Соловье-разбойнике, цикл об Илье Муромце, Ми-куле Селяниновиче и др.
Наиболее ранние былины о князе Вольге Святославовиче во многом переплетаются с языческим мировоззрением. Это образ князя-кудесника, искусного охотника, хитреца и оборотня.
В былинах нет идиллической картины прошлого, в них отразились мечты народа о справедливом мире, о могуществе Руси, которых можно добиться только руками самого народа в лице его богатырей.
В былине о борьбе Добрыни со змеем отразилась борьба Руси с внешними врагами. В сознании людей змей всегда был воплощением злой силы, и победа над ним символизировала победу над недругами. А в Илье Муромце слились все лучшие черты русских богатырей: патриотизм, сила, любовь к Родине, к людям, отсутствие корысти.
Таким образом, возникнув ранее появления письменности, фольк-лорное творчество продолжает жить и развиваться. Долгие годы друг на друга наслаиваются новые темы, идеи, отражая прошлое и надежды на бу-дущее, переплетаясь с умелой выдумкой, жадно вбирая в себя все мелочи культурного наследия разных эпох и уж тем более одно из первых мест в этом удивительном сплетении играет язычество.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Обрядовый фольклор был, как уже упоминалось, тесно связан с ка-лендарными и некалендарными праздниками. Праздновали встречу зимы – коляду и проводы – Масленицу. Праздник Красной горки и Радуницы оз-начали встречу весны, которую провожали на семик. Были летние празд-ники – русалии и Купала.
Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый – при-родный, земледельческий. Второй – языческий тоже соотносился с явле-ниями природы. И третий, самый поздний календарь – христианский, пра-вославный, в котором только одних великих праздников, не считая Пасхи, – двенадцать, остальных и не счесть.
Некоторые русские праздники за многие годы не раз меняли свои сроки. Так, например, Новый Год на Руси до середины XIV в. отмечали 1 марта, а потом перенесли на 1 сентября, а в 1700г. Петр I повелел праздно-вать Новый Год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.
Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как счи-талось, необычных явлений. А под Рождество – святки. Они начинались 25 декабря и заканчивались 5 января по старому стилю. В это время собира-лись, устраивали колядование, игрища ряженых, гадания.
Гадание на святки было главным развлечением девушек: бросали башмачок за ворота, чтобы по тому, куда укажет носок, узнать с какой стороны придет суженый, если он показывал на дом местной гадалки, зна-чит, предстояло еще год сидеть в девках; подбрасывали снег вверх и на-блюдали, как он падает: если ровно и звонко – быть девушке скоро заму-жем. Одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Де-вушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, пели песни-предсказания. После каждой такой песенки блюдо встряхивали и наугад вытаскивали одно кольцо. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу. Гадание на воске свечи, гадание с зеркалом и со свечой, гадание по чужой беседе, когда, загадывая на жизнь в замужестве, ходили подслушивать под окна домов. Если говор слышался веселый, то и жизнь ожидалась нескучной, а муж – добрым и ласковым.
На святки ходили колядовать. Остановившись под окнами чьей-нибудь избы, пели особые песенки – колядки. Содержание их было тради-ционным – славление хозяина, пожелания его семье и дому благополучия и процветания. За это полагалось вознаграждение. Если колядовщики его не получали, то пели песни иного – угрожающего содержания, пугая хозя-ев неурожаем и болезнями скота. Среди колядовщиков имелся также спе-циальный носитель мешка для подарков – мехоноша.
Конечно, самой языческой оставалась древняя русская скоморошья забава игры ряженых. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью праздников. Рядились в кос-тюмы и маски (хари), вывернутая мехом наружу шуба – медведь, та же шуба с вставленной в рукав кочергой – журавль, девушки рядились в пар-ней, парни– в девушек. Особым успехом пользовались группы ряженых – лошадь с седоком, медведь с вожаком, а при нем деревянная коза. Ряженые заходили в избы и веселились, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. [Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М-1995г. с.197,198, 199, 200]
В первый весенний праздник сороки (9 марта, день сорока мучени-ков) дети собирались на огородах и приносили с собой куликов, которых пекли из пшеничного или ржаного теста. Иногда они назывались жаворон-ками. Этих куликов привязывали нитками к шестам, которые втыкались в одонки. Ветер качал куликов, так что они представлялись как бы летящи-ми, а дети пели, зазывая весну. [Андреев. Русский фольклор. с.67]
А самым шумным праздником была, конечно, Масленица. Она тоже известна еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны. В христианской традиции она стала предвестницей Великого поста перед Пасхой. В масленичную неделю уже не разрешается есть мясо, но молочные продукты, в том числе и масло, которым обильно поливают блины – еще не под запретом.
На Руси Масленицу праздновали целую неделю. Каждый день имел свое название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лаком-ки, четверг – разгул, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины по-сиделки и, наконец, воскресенье – проводы Масленицы, прощенный день.
В первый день праздника мастерили соломенное чучело – олицетво-рение Масленицы. Его возили на санях с песнями и плясками. Заканчивал-ся этот день кулачным боем: по сигналу стенка на стенку сходились две команды. Запрещалось использовать какое либо оружие, нельзя бить лежа-чего, догонять спасающегося бегством. Случались и трагические исходы, поэтому в конце XVII века царь издал два указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в..
Во вторник, на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных го-рок или в санях. Катания эти сопровождались всю неделю. В процессе парни присматривали себе невест, девушки – женихов.
В среду тещи приглашали своих зятьев на блины, демонстрируя вза-имную любовь и уважение.
В четверг наступал самый разгар праздника: опять носили чучело в сопровождении санного поезда с ряжеными. Они пели, играли, кривля-лись. Нередко устраивались коллективные застолья – братчины.
В пятницу наставала очередь зятьев угощать своих тещ блинами. А на следующий день, золовкины посиделки, молодая невестка принимала у себя родных мужа.
С Масленицей связан вьюнишник – обычай величания молодых. Де-ло в том, что на зиму, время свободное от земледельческих работ, в дерев-нях приходилось много свадеб, поэтому чествовали молодых – вьюнца и вьюницу, недавно вступивших в брак. К ним в гости приходили друзья и пели им здравницы.
В последний день Масленицы было принято, да принято и сейчас, просить друг у друга прощения. Устраивались проводы Масленицы. Снова возили соломенное чучело по деревне, а за околицей его сжигали и расхо-дились по домам. Масленичный разгул прекращался, в понедельник насту-пал Великий Пост: «Не все коту Масленица!». [Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М-1995г. с.201,202, 203, 204]
Еще по весне, примерно в конце апреля на Руси во многих местно-стях отмечали ярилки. Уж этот праздник связывался с язычеством напря-мую. Ярило – солнечный бог, сильный, эмоциональный, несущий плодо-родие. Его представляли юным мужчиной. А изображение головы, кото-рую Ярило держал, вероятно, связывалось с тем, что он, подобно египет-скому Осирису, принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим бо-гам плодородия. [Семенова М. Мы – славяне! С-П-1997г.]
Влияние его было настолько сильно, что многие века уже после крещения Руси обряды, связанные именем Ярилы, сохранились вплоть до XIX в. К тому же слово это проникло и в наш лексикон: ярость, ярый, яро-стный – означает характер с требованиями, незнающими препятствий, стремления без пределов.
В языческом мифе – Ярило можно охарактеризовать как то, что при-надлежит весне и ее благотворному влиянию на природу. Немудрено, что начало года в древности было весной, потому что именно тогда оживля-лась природа.
В Костроме долгое время существовало обыкновение во всесвятское заговение хоронить Ярилу. Так, например, какой-нибудь бедняк, нищий брал на себя поручение хоронить куклу мужчины, с чрезвычайно развиты-ми принадлежностями производительности, положенную в гробик, а пья-ные, а подчас может быть и трезвые, но очень суеверные женщины прово-жали этот гробик и нелицемерно плакали.
Существовал Ярилий праздник и близ Галича. Даже в начале XIX в. там все еще поступали так: подпаивали мужичка и шутили с ним как хоте-ли, требуя от него изображать собою Ярило.
Не везде Ярилин праздник обозначался одним числом. В селениях Рязанской и Тамбовской губерний он приурочивался то ко дню всех свя-тых, то на петров день. Во Владимире на Клязьме – в Троицын день, в Ни-жегородской губернии праздник Ярилы 4-го июня соединялся с ярмаркой.
В Твери этот праздник начинался с первого воскресенья, после Пет-рова дня. Проходил в Трехсвятском саду, куда вечером собиралась моло-дежь. Они пели, плясали бланжу (танец из 8 пар). Пользуясь этим, многие семьи отпускали туда своих дочерей поневеститься. Там этот праздник был уничтожен архипастырями Мефодием и Амвросием в XIX в.
В Воронеже до 1763г. ежегодно справлялся перед Петровским по-стом народные игрища Ярилы. На площади города была ярмарка, челове-ка, избранного обществом на роль божества, украшали цветами, лентами, колокольчиками. В этом наряде он ходил по городу. Все это сопровожда-лось играми и плясками, пьянством и кулачными боями.
Эти праздники продолжались до тех пор, пока преподобный Тихон не уничтожил праздник навсегда. [Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М-1989 г., с.80-83]
Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе три – Семик, Троица и Иван Купала. Троица и по сей день отмечается на 50-й день после Пасхи, а Семик накануне отмечали – в четверг. Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назвали «семик». Его свя-зывали с культом природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали цве-тами и ветвями деревьев, в основном березы. Троицыну неделю на Руси называли – «зеленой». Полевые цветы, собранные на Троицу, засушивали и хранили за иконами в красном углу, клали в житницы от мышей, на чер-даки, оберегая дома от пожаров. Девушки, надев лучшие наряды, отправ-лялись в березовую рощу, находили молодую красивую березу, завивали ей ветви, украшали их лентами и цветами, водили хороводы, пели песни восхваляющие березу.
Совершался обряд кумления. Девушки свивали венки, обменивались ими и это означало, что они становились самыми лучшими и верными подругами. Кумушки дарили друг другу крашенные яйца, обменивались кольцами, сережками, гадали. Пускали по воде венки. Спокойно плывет венок – счастливо сложится, закрутится – расстроится свадьба, потонет – быть беде, умрет кто-нибудь из близких. Вот одно из преданий, подтвер-ждающих народную примету: «В окрестностях древнего городка Алекси-на, влюбленные, решив пожениться, бросили в Оку венки. Сначала плыли они спокойно, потом вдруг вода закрутила и утянула на дно. Кинулись па-рень с девушкой в реку спасать свое счастье, да сами утонули. Говорят, в один и тот же день, всплывают со дна реки утонувшие венки. [Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М- 1995г, с.204, 205, 206]
В селе Шельбове, бывшего Юрьевского уезда Владимирской губер-нии в Троицын день совершался обряд, носивший название «колоска». Участвовали в нем только девушки и молодые женщины. Они брались по-парно за руки, образуя из рук плотные квадраты. Все пары становились по рядом, и по рукам их шла девочка лет двенадцати, одетая в нарядный са-рафан и украшенная разноцветными лентами. Пара, которую проходила девочка, переходила вперед, и таким образом процессия продвигалась к озимому полю. Девочку подносили к полю, она срывала горсть ржи, бежа-ла к церкви и бросала близ нее сорванные колосья (раньше когда церковь была деревянная, колосья клали под нее. [Андреев. Русский фольклор. с.70]
Праздник Ивана Купалы отмечали почти все народы мира. Прихо-дится он на время летнего солнцестояния – 24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна Предтечи. Купала – языческий праздник по-клонения человека водным стихиям. Две из них огонь и вода участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода – омывает, поэтому обязательно разжигали костры и устраивали купания. Огонь непременно надо было добыть древним способом – трением. Среди игр любимой были прыжки через костер. Считалось, что если парень с де-вушкой не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую приме-ту: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб.
В некоторых местах мастерили соломенную куклу – Купалу. Наря-жали ее в женское платье, украшали. По народным поверьям, купальная ночь – таинственное время: деревья переходят с места на место и разгова-ривают между собой, река покрывается загадочным серебристым блеском, а ведьмы слетаются на шабаш. А еще в полночь цветет волшебный цветок папоротника. Длится это лишь одно мгновение, все вокруг озаряется ярким светом. Тот, кто сумеет поймать это момент и сорвать цветок, приобретает волшебную силу находить клады. Искали также и волшебную разрыв-траву, которая, якобы, разрушала железо и открывала любые замки. [Ряб-цев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. с.206-207]
А вот предание, связанное с этим праздником: «Один парень пошел Иванов цвет искать, на Ивана Купалу. Скрал где-то Евангелие, взял про-стыню и пришел в лес, на поляну. Три круга очертил, разостлал простыню, прочел молитвы, и ровно в полночь расцвел папоротник, как звездочка, и стали эти цветки на простыню падать. Он поднял их и завязал в узел, а сам читает молитвы. Только откуда не возьмись медведи, буря поднялась…. Парень все не выпускает, читает себе знай. Потом видит: рассветало, и солнце взошло, он встал и пошел. Шел, шел, а узелок в руке держит. Вдруг слышит – позади кто-то едет; оглянулся: катит в красной рубахе, прямо на него; налетел, да как ударит со всего маху – он и выронил узелок. Смот-рит: опять ночь, как была, и нет у него ничего.» [Андреев. Русский фольк-лор. с.138]
Таким образом, на языческий праздник человек шел с Евангелием, на христианский – поклонялся природе и гадал. И после этого кто-то еще будет утверждать, что язычество не было серьезной частью древнеславян-ской культуры и отмерло в момент принятия христианства.
СУЕВЕРИЯ НА РУСИ.
К чему бы отнести, что не только у нас на Руси, но и во всей Европе, существует так много суеверных понятий и убеждений? Их нельзя ни за-быть, ни уничтожить, из века в век одно поколение передает другому со всеми мелочами, приписывая часто совершенно ничтожным вещам непо-нятные свойства.
Испокон веков все мнимые чудеса делались при помощи знаний не-доступных для народа и хранились в руках жрецов или шаманов древних племен.
Когда христианство вступило в свои права, изменился прежний строй и быт народов, и завязалась борьба по поводу нового вероучения. Тогда и сложились благоприятные условия для развития всего чудесного и сверхъестественного. При падении язычества, жрецы, бывшие главными хранителями мистических тайн, изгнанные и поруганные, разнесли свои знания по всем миру.
А ведь в их ведении находились, если можно так назвать, научные знания древних славян. Например, откуда к нам пришли рецепты народной медицины? Разве мы не знаем, что: «Кто спотев изопьет, и от того болезнь пройдет–овечьяго молока ложку, да желчи медвежьей с гороховое зерно, да стерши испить на тще сердце уквасив дважды»;
или от зубной боли: «Змию живую добыть, вынуть из нее желчь жи-выя; а буде змия живая без желчи с того мазати, и в том час жерви (черви) пропадут». [Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М-1989г. с.417, 418]
А откуда взялся домовой? Всегда же люди верили в то, что кто-то охраняет их жилища. Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нем людей.
Мифы о его происхождении существовали всевозможные. Вот, на-пример, как в Воронежской губернии, звучал рассказ о появлении домо-вых, переплетаясь с библейским сказанием: « Бог при столпотворении Ва-вилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну его величия, смешением языков, а главных из них лишив образа и подобия своего, оп-ределил на вечныя времена сторожить воды, леса, горы и пр. Кто в момент наказания находился в доме, сделался – домовым.» [Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М-1989г. с. 245]
По другим легендам, домовой рождался из душ деревьев, срублен-ных и используемых для строительства. У домовых бывали и жены и ребя-тишки: стало быть, домовой для нового жилища мог появиться на свет и «естественным путем».
Если не уважить, обидеть чем-нибудь душу избы, маленький хозяин будет строить всякие пакости, покуда не повинишься. Впрочем, он и сам иногда расшалившись, переходил границы дозволенного. В этом случае его нужно было усовестить: «Что же ты, дедушка-суседушка, кошку оземь бросаешь! Какое без кошки хозяйство?»
Возможно, такие увещевания смогут подействовать и на современ-ного барабашку, или по-немецки, «шумный дух» – полтергейст. И тогда в доме будут покой и благополучие. [Семенова М. Мы–славяне! С-П-1997г. с. 54, 55]
А теперь о хлебе. Каждому приходилось слышать слова о том, что хлеб – всему голова. Это непросто оттого, что очень много труда уходит на приготовление хлеба, а ведь дело еще в том, что теперь мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб.
В изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изо-бражалось тем же знаком, что и беременная женщина. Этот знак (ромб, разделенный на четыре части, в каждой из которых – точка) дожил до на-ших времен в традиционных вышивках на одежде. Из этого следует, что хлеб был для славян священным даром. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – Божья ладонь!
А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить «союз» Огня, Воды и Зерна – продукта Земли. Сладкая (сваренная на меду) каша, за-правленная лесными ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой, она несла мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни.
Стоит ли удивляться, что языческая каша, прекрасно вписавшись в христианские ритуалы, и доныне живет под названием кутьи, которой угощаю на поминках. Разве что вместо меда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод изюм, а вместо цельной пшеницы – рис. [Семенова М. Мы – славяне! С-П-1997г. с.63, 65]
Конечно, множество суеверий было связано с одушевлением нежи-вой природы и ее даров. Так, например, если Бог миловал крестьянина от всяческой напасти, и хлеб уродился добрый, наступала пора жатвы. В на-роде ее называли «зажинками» и сопровождали старинными обрядами. Первый сноп, «зажиночный», как и последний, осенний, украшали цвета-ми и лентами, вносили в дом и ставили в красный угол. Позже этот сноп первым обмолачивали, а его зернам приписывали чудодейственную силу. [Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. М-1995г. с.164-165]
Свадебные традиции, тоже отличались своеобразной первобытно-стью. Например: невесте и жениху, едущим венчаться в церковь, втыкали в платье, в рубашку, в ворот и в подол безухие и безголовые иглы и булавки, на тело навертывали обрывки мережок. Все это делалось для того, чтобы новобрачных во время свадьбы не испортили. Никакому знахарю невоз-можно испортить человека, у которого есть безголовые и безухие иголки и булавки, а тем более, если у него на теле находится пелерина, на которой бесчисленное множество узелков.
Во время венчания, когда под ноги подстилается ширинка – полотно или платок, то, который на нее вперед ступит ногой, тот и будет большим – большаком в жизни. А у кого из брачующихся свеча скорее догорит, то-му прежде и умереть. Во время венчания не следует смотреть друг на дру-га, а если же будут, в особенности посмотрят друг другу в глаза, то не воз-любят друг друга, или кто-нибудь изменит в супружеской жизни. [Андре-ев. Русский фольклор.]
А вот суеверия, связанные непосредственно с христианскими празд-никами. Точнее не суеверия, а народные приметы. Так, в Месяцеслове, со-ставленном В.И.Далем, прослежены все русские праздники и вот, что по-лучается: «В Богоявленскую ночь, перед утренней, небо открывается. Снег хлопьями – к урожаю. Ясный день – к неурожаю. Звездистая ночь на Бого-явление – Урожай на горох и ягоды»;
или: «На сретение зима с летом встретилась. Солнце на лето, зима на мо-роз. На Сретение капель – урожай на пшеницу» [В.И. Даль. Пословицы русского народа. ГИХЛ-1957г.]
Вот, вам и одушевление неживой природы и сплетение с христиан-ской традицией. И все в этом так здорово слажено, что чудно кажется как две такие разные вещи так красиво и гармонично сливаются друг с другом.
Вообще разнообразие языческих обычаев, сохранявшихся почти до наших дней (хотя, кто его знает, может быть и сохранившихся) поражает, Причем, они не просто сохранялись, а к тому же и не изменялись веками. Разве приходится говорить о приспособлении к христианству такого обы-чая как камнепочитание. Такое явление долго имело место, например, в Одоевском уезде, Тульской губернии. Там находились два камня (а может быть, находятся и по сей день) Баш и Башиха или Баши, которых чество-вали примерно в Петров день. Считалось, что это были люди, мужчина и женщина, которые повздорили между собой и Башиха за непокорность своему Баше, получила удар сапогом. От этого удара долгое время даже быт виден отпечаток ступни и гвоздей каблука. Однако в Башихе, кроме мстительности за обиду, замечали и чудодейственную силу. За это в летнее время, около Петрова дня, народ стекался в село толпами, сперва служили молебен Божьей Матери – Умиление, а потом ходили кланяться камням. У камней оставляли вещи, деньги и т.п., а потом их собирал церковный ста-роста, и эти жертвования поступали в церковь. [Забылин М. Русский на-род. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М-1989г. с. 87]
Это ли не доказательство живучести язычества и в то же время его сплочения с христианской традицией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, рассказывать о чертах язычества в христианстве можно бесконечно, упоминая не только культуру древних восточных славян. Оно проникло гораздо глубже в нашу культуру: в музыке это, во-первых, ко-нечно, Модест Петрович Мусоргский и его «Сорочинская ярмарка», закон-ченная Кюи в 1916 г, и «Хованщина», оконченная Н.А. Римским-Корсаковым. И не можем мы себе представить наше музыкальное наследие без «Снегурочки» (1881), «Садко» (1896), «Кащея Бессмертного» (1902) того же Н.А. Римского-Корсакого, а его «Сказание о невидимом граде Ки-теже»…. Свой вклад в сохранение язычества внес и Игорь Федорович Стравинский: «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913).
В живописи главный хранитель древности – это, конечно, Виктор Михайлович Васнецов, который и сам себя называл: «Я – былинник, гус-ляр живописи!». Его бессмертные картины: «Богатыри», «Три царевны подземного царства», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Ко-вер-самолет»…
В литературе первое место занимает великий поэт и сказочник А.С. Пушкин: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане…»,…
Перечень этот бесконечен. Каждый человек, а значит и каждый дея-тель культуры в той или иной степени соприкасается с язычеством.
И пока мы интересуемся нашими корнями, поем народные песни («Во поле березка стояла», «Я пойду ли молоденька», «Ой, мороз, мороз» – ведь их знают все); рассказываем и читаем детям сказки, несем в дом бере-зу на Троицу, слушаем народную и классическую музыку.… Да, пока мы живем русскими людьми, никуда не денется язычество и будет также гар-монично сливаться с христианством и нашей жизнью. И это прекрасно, по-тому что нет ничего лучше и полезнее, чем знать свою историю, свою культуру, свои традиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939): сущность, предпосылки, результаты. М.: изд. МГУКИ, 1999 г.
2. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв. М.: изд. АЗ, 1997 г.
3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998 г.
4. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М. 1989 г.
5. Крянев Ю.В., Павлов Т.И. Двоеверие на Руси. в кн. Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988 г.
6. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Пре-мудрого. М-Л.: изд. АН СССР, 1962 г.
7. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVIII вв. М.: Просвещение, 1984 г.
8. Раушенбах Б.В. Сквозь глубину веков. в кн. Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988 г.
9. Рыбаков Б.А. Культура средневековой Новгорода. в кн. Как была кре-щена Русь. М.: Политиздат, 1988 г.
10. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М.: Владос, 1995 г.
11. Семенова М. Мы – славяне! С-П.: Азбука, 1997 г.
12. Андреев. Русский фольклор.