«Не все умрет. Не все войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли»
(Николай Майоров)
«Война никогда не бывает и не может быть красивой. Она всегда кровавая, грязная и безнравственная»
Дебютный фильм Федора Бондарчука "Девятая рота" посвящен поколению, воевавшему в горячих точках Афганистана.
«Теперь вы с полным правом. И гордостью, — рубил фразы полковник. — Можете носить этот голубой берет. Я не хочу и не буду выделять лучших или худших. Потому что самый главный экзамен. Еще впереди. И сдавать вы его будете там, — кивнул он за горы. — На днях вы все. Отправитесь в зону боевых действий. Чтобы выполнить свой интернациональный долг перед братским афганским народом. И сегодня. Я в последний раз. Могу задать вам вопрос. Кто из вас по каким-либо причинам. Не хочет или не может лететь в Афганистан?..»
(отрывок из повести Юрия Короткова «ДЕВЯТАЯ РОТА»)
"Я очень рад, что картина выйдет в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, поскольку тогда, как и во время войны в Афганистане, страна была одна, и вместе воевали представители всех союзных республик", — подчеркнул режиссёр. "У фильма достаточно большой бюджет, поскольку технические, съемочные и постановочные средства для такого кино стоят дорого", — сказал Федор Бондарчук.
В основу сценария Юрия Короткова легли реальные события. 9 рота 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка была чуть ли не самым легендарным подразделением советской армии в Афганистане. Многие называли ее «штрафная рота», так как попадали туда в основном отпетые хулиганы и сомнительные социальные элементы. Но именно из «девятки» вышло наибольшее количество героев Советского Союза.
СССР, вторая половина 80-х. Семеро юных призывников после нескольких месяцев «учебки» попадают в афганское горнило. Группа десантников получает задание от командования занять высоту и держать ее до прохождения колонны. В неравном бою героическая девятая рота гибнет, так и не дождавшись подкрепления. И лишь одному, оставшемуся в живых командиру взвода, суждено будет узнать, что война окончена, а об отстреливающихся из последних сил бойцах просто забыли …
"События, которые происходят в картине, записаны с рассказов людей, служивших в этой роте, поэтому многое из того, что есть в сценарии, происходило в реальной жизни", — рассказал Бондарчук.
В ролях: Артур Смолянинов, Алексей Чадов, Константин Крюков, Артем Михалков, Михаил Пореченков, Ирина Рахманова, Федор Бондарчук.
В эпизодах: Андрей Красько, Станислав Говорухин, Михаил Ефремов, Александр Лыков, Алексей Серебряков, Александр Баширов.
Это - почти все действующие "звезды" нашего кино. Но основную ставку Бондарчук сделал на молодое актерское поколение. Для воплощения на экране образов новых героев, Бондарчук пригласил в картину современных и перспективных артистов. Свою актерскую команду режиссер воссоздал не только психологически точно, как это прописано у автора повести Юрия Короткова, но и старался сделать их внешне похожими, подстать кличкам – жестким, образным: ВОРОБЕЙ, ЧУГУН, ЛЮТЫЙ, ХОХОЛ, ДЖОКОНДА, РЯБА…
Артур Смольянинов (ЛЮТЫЙ, Олег Лютаев) успел заявить о себе как об актере, умеющим входить в образ. Громко свистеть и материться, смачно сплевывать актер умеет очень убедительно. Во время съемок он оставался в центре внимания, да еще подгонял и направлял ребят: «Вы что сидите – то, играть надо!».
Иван Кокорин (ЧУГУН) типичный хитроватый человек, который с легкостью выходит из житейских ситуаций, но терпит затруднения во взаимоотношениях с противоположным полом. Он постоянно терзается, все ли так или не так, и удивительным образом умеет переносить свои комплексы на других. Довольно хлесткий на острое да ранящее душу словцо, он будто пинает словами тех, кого считает стоящим ниже себя по ранжиру.
Вместе с Артуром Смольяниновым Иван Кокорин снимался в картине Бахтиера Худойназарова «Шик». Там Кокорин, играющий роль Штыря, – самый трогательный персонаж, застенчивый, неуклюжий и ранимый. А Гека в роли Смольянинова, - отчаянный, неугомонный выдумщик и наглец, и только в глубине души занозой сидит в нем неразбуженное чувство любви, что –то недосягаемо-неуловимое, чего нельзя «увидеть в первом прочтении». Мне кажется, что ЛЮТЫЙ и ГЕКА чем-то перекликаются, может быть внешними проявлениями грубой силы и необузданной власти. Может быть это - черты реального актера Артура Смольянинова. В фильме «Тайный знак» - типаж примерно такой же, - лидер и боец, в душе взращивающий мечты о светлой жизни…
Прапорщик Дыгало (Михаил Пореченков) — трагический (опять же!)персонаж, который хочет воевать, но вынужден “натаскивать” желторотых пацанов в учебке на границе. Из его цепких рук герои попадают в Афганистан в руки Хохла — тоже прапорщика, которого сыграет Николай Фоменко. Еще один прапорщик Помидор — Александр Баширов.
Дыгало – человек, который некогда был веселый и заводной, но обстоятельства складываются так, что не позволяют ему вырваться в тот ад, из которого его выбила контузия. Отсюда – жестокосердие в отношении «бойцов Воробьева, Чугайнова, Лютаева, Бекбулатова, Петровского, Стасенко, Рябоконя." Но один момент способен перевернуть ваше отношение к прапорщику из-за одной-двух сцен: когда он просит рядового Петровского (ДЖОКОНДУ) нарисовать его портрет, чтобы послать любимой девушке, то все грубые слова и ненормальные команды типа «подъем-отбой-подъем…», когда пацаны вынуждены метаться по казарме туда - сюда, сходят практически «на нет».
«Я, это...
— неловко отводя глаза, начал сержант. Он волновался, поэтому говорил труднее обычного, подергивая головой.
Вообще удивительно было видеть его не орущим внадрыв, а смущенно подыскивающим простые человеческие слова.
— Я... Девчонка моя пишет. Вот... — показал он аккуратную стопку конвертов.
— Перед войной познакомился... Фотку все просит.
А что я — такую вот пошлю? — указал он на изуродованную щеку.
— Старую послал бы, да сгорели все... Т
ы без этого можешь нарисовать, чтоб красиво?»
(отрывок из повести Юрия Короткова «ДЕВЯТАЯ РОТА»)
Ну и пожалуй, кадр: представьте себе цветочный луг и мужчину, сидящего посреди этого разнотравья. Мужчину, просто созданного для того, чтобы стоять насмерть За Родину, За любимых… Впрочем, в такие минуты мужчина должен быть вдали от чужих глаз, на то он и мужчина.
Привычным для меня стало уделять внимание единственному женскому персонажу в фильмах военной тематики. В «9 роте» была почти святая барышня по имени Белоснежка. Персонаж довольно трагичный, если учитывать нюансы ее психологической травмы, которую получает ребенок: провожая на фронт мужчин, они почти смиряется с тем, что назад они возвратятся только в гробах…
«Я для себя придумала, что она чуть-чуть сумасшедшая, человек со сломанной психикой. Девочка растет в военном городке. Ей пять лет. Мальчики уходят на войну. Десять лет. Мальчики уходят на войну… И вдруг – она кого-то полюбила, а он ушел и не вернулся. Они же никогда не возвращаются. И она знает, что они не возвращаются не потому, что просто уезжают домой… Белоснежка, наверное, одна в ее возрастной категории на весь этот военный городок. И вот эти мальчики, ее ровесники уходят, уходят, уходят… Конечно, человек сломается от такого», - охарактеризовала свою героиню ИРИНА РАХМАНОВА.
И как бы принося жертву своим телом, своими чувствами, - она благословляет этих мальчиков. Еще не видевших жизни во всех ее красках, практически не имеющих перспектив узнать и увидеть ее впереди. Провожает на новый бой, а может быть, в последний бой для каждого из них.
Мне вспомнился стих Николая Майорова, еще со времен школьных сочинений:
«Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы…»
А у нас с вами не книга и не миф, а вполне реалистичный фильм про Афган – «ДЕВЯТАЯ РОТА».
Федор Бондарчук: "Я всегда хотел снять большой фильм про войну. Фильм про мое поколение. Я служил в 85-87 году. Есть герои нашего времени - Данила Багров, есть "Менты", а есть парни из 9 роты. Трудно в 18 лет понять, что такое интернациональный долг, они сражались за свою дружбу. И мне очень нравится один из слоганов фильма: "Это фильм, как наши ребята выиграли войну в Афганистане".
После участия в съемках картины каждый из них сделал свои выводы об афганской войне. Войне, о которой двадцатилетние ребята только слышали. Общее впечатление о событиях тех лет, на мой взгляд, очень правдиво передал Иван Кокорин:
"Мы перед съемками в фильме встречались с реальными людьми, которые были в 9 роте, которые нам рассказывали какие-то истории, - и я обратил внимание, что у этих людей совсем другие глаза, это не наши с вами глаза, потому что они увидели, они видели что-то такое, что в общем-то, вообще человек не рожден для войны".
Михаил Евланов (РЯБА) - мощно дебютировал в фильме Дмитрия Месхиева «Свои». И здесь, на «горячей точке», он далеко не новичок. Видел смерть в лицо, как говорится.
«Посадки на голове у Евланова не взрывались. Он говорит, слушай, это знак, давай, может, не будем снимать? Я человек верующий… Я говорю, я тоже человек верующий, доверься мне. С тобой ничего не будет. Я взял эту посадку и просто проверил ее на себе», - Бондарчук весьма серьезно относился к съемках картины, которую «вынашивал» в планах несколько лет. И съемки не только казались изнурительными со стороны, то таковыми на самом деле и являлись. Федор Бондарчук провел там 4,5 месяца, 111 съемочных дней: " И если б мне сказали, а вот сейчас еще на 111 дней прямо с этой минуты, я пошел бы, не задумываясь."
*** *** ***
Съемки шли почти полгода, в основном в Крыму и Узбекистане. Музыка в картине самая разная. Пленка – очень качественная, оборудование – тоже.
"Это и песни того времени, например, группа "Мираж", и классическая музыка, и фольклор в современной обработке, специальную композицию для картины напишет Александр Ф. Скляр", — рассказал режиссер.
«… Мы победили. Мы — девятая рота — выиграли свою войну.
Тогда мы еще многого не знали. Не знали, что через два года исчезнет страна, за которую мы воевали, и станет немодным носить ордена вымершей державы. Что еще много лет большие люди где-то там, наверху, будут спорить, нужна ли была эта война или нет, и решать за нас, кто прав, кто виноват.
Мы не знали, что раненого Усаму [бен Ладана] вынесли из боя «черные аисты», и однажды через много лет все мы снова услышим про него и впервые увидим нашего врага в лицо на телеэкране. …
… Мы даже не знали еще, что в суматохе вывода огромной армии нас просто забыли на этой дальней, никому уже не нужной высотке…
Мы уходили из Афгана.»
(отрывок из повести Юрия Короткова «ДЕВЯТАЯ РОТА»)
За время съемок режиссеру удалось создать атмосферу братства людей, попавших в ограниченное пространство: я, группа, гостиница, машина, площадка:
«Я очень стремился создать из них сообщество, товарищество. У кого-то это осталось после съемок, у кого-то – прошло. Я их предупреждал – вы не думайте, что вы и дальше так будете существовать, как великолепная семерка – в кинематографе этого нет. Окончание съемок очень похоже на поствоенный синдром. Приезжаешь в реальный мир, сталкиваешься с ним, и у тебя рассыпается абсолютно точная и очень красивая конструкция взаимодействия на съемочной площадке. У актерской команды такая конструкция была. Я сделал все, чтобы это было видно на экране».
Самый трагичный персонаж в этой истории – ЛЮТЫЙ.
Самая сложная сцена – смерть РЯБЫ.
111 съемочных дней. Самых лучших, по словам режиссера, в его жизни.
Насколько Бондарчук «выложится» как режиссер в своей дебютной работе, станет ясно потом, а пока…
«Юношеский максимализм и иллюзии, которые мы потом теряем – то, о чем я, собственно, и снимал кино. Те иллюзии, которыми так вовремя и так недопустимо пользуется государство, отправляя на войну 18–19-летних управляемых людей, которые так жаждут проверить, а способны ли они на подвиг. А потом это все рушится. Но они настолько чистые, светлые и, если можно так сказать, одухотворенные… Это объединяет их всех», - такими словами Федор Бондарчук подвел общую черту героев своей картины.
С П Р А В К А
Юрий Коротков – автор повести «Девятая рота»
Юрий Марксович Коротков родился в 1955 году. Вырос на Крайнем севере. Окончил Литературный институт и Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Печатался в журналах «Простор», «Юность», «Литературная учеба», «Костер» и др. Автор двенадцати книг прозы и сценариев к пятнадцати кинофильмам.